Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Жизнь в режиме выживания… (Возможен ли переход из ПТСР в ПТР)

Как всегда, начнем с образного примера:

Во времена массовой эмиграции из Европы в США, один человек продал свое скудное имущество, и купил билет за 80 долларов. На остаток от вырученной суммы он купил сухарей и соленую рыбу, чтобы кушать в дороге. Трансатлантическое путешествие занимало 20-40 дней.

Молодой человек вошел в свою каюту, и познакомился с соседом. Он тоже направлялся в США, как эмигрант. Путешествие заняло три недели. Запасы еды заканчивались, и мужчина почти голодал… Сосед по каюте видимо был более состоятельным. Он три раза в день ходил в роскошный ресторан и обильно питался. Пил дорогое вино… Он ходил на массаж, в бани и знакомился с дамами… В общем жил в изобилии. Наконец то они прибыли в США, и стали собираться на выход. Молодой человек последние дни пил только воду из крана и чувствовал себя неважно… "Что с тобой?" - спросил его сосед. Да, я в дороге не смог хорошо питаться, потому что купил билет всего за 80 долларов, и у меня не было денег на еду, а запасы еды закончились…

Сосед сменился в лице и сказал, что у него тоже билет за 80 долларов, и это был билет, в который было все включено… Еда в роскошном ресторане, массаж и бани…

:)

В экзистенциальном анализе мы часто говорим о фундаментальных условиях человеческого бытия. Одно из них – это ценность жизни, которая раскрывается через переживание изобилия, возможности, внутреннего согласия с тем, что «мое существование – это благо». Но что происходит, когда эта ценность блокируется тяжелым травматическим опытом?

Представим человека, живущего за чертой бедности. Его мир сужается до размеров скудного бюджета. Каждое решение – это вопрос выживания. Эта картина грустна, но понятна: внешние обстоятельства диктуют жесткие правила экономии. Теперь перенесем эту метафору во внутренний мир человека с НЕ переработанной травмой, страдающего от ПТСР. Его психика, подобно такому человеку, оказывается в условиях острого дефицита – дефицита безопасности, доверия, сил. И, как любой организм в кризисе, она включает режим строжайшей экономии.

Это может быть первым этапом. Первый этап - экзистенциальная экономия как защита. Стремясь совладать с непереносимыми переживаниями, психика прибегает к избеганию. Человек интуитивно вводит «внутренние правила ограничения»: не посещать определенные места, не вступать в близкие контакты, не вступать в серьезные отношения, не устраиваться на ответственную работу с хорошей оплатой, не разрешает себе радости в жизни. И стремиться-принуждает себя жить с доминирующей целью - не позволять себе сильные эмоции. Это – мудрость организма. Чтобы заблокировать негативные эмоции, нужно заблокировать все эмоции. Заблокировать только негативные и наслаждаться позитивными не получиться. Как верно заметили древние врачи: «Покой – первое условие лечения больного органа». В терминах экзистенциального анализа это можно назвать экзистенциальной экономией: человек временно отказывается от полноты жизни, чтобы сохранить ее ядро. Он обращается к психотерапевту, ищет ресурсы в философии, духовных практиках – все это попытки «залатать рану», создать защитный кокон.

И это необходимо. Раны души заживают медленно. Годы такого существования формируют устойчивую привычку. Поведение, рожденное как временная мера, кристаллизуется. Защитная маска, призванная скрыть хрупкость, постепенно прирастает к лицу. Привычка жить в условиях дефицита становится натурой, характерной чертой. И вот наступает ключевой момент: психологическая рана, в целом, зажила. Угроза миновала. Но человек продолжает жить так, будто все еще находится в осаде.

Но жизнь и внешняя, и внутренняя – это динамика. Поэтому может появиться второй этап существования человека: когда клетку убрали, но свободы нет. Вернемся к нашей метафоре. Представим, что наш человек научился «зарабатывать» – его внутренний доход, его ресурсы значительно превышают потребности. Он финансово и психологически состоятелен. Но если он не перестраивает свою жизнь под новые условия, он остается в ловушке. История о белом медведе, который продолжает ходить по воображаемой клетке, или о пожилой миллиардерше, скупившейся на собственную жизнь, – это яркие образы этой экзистенциальной ловушки. Режим выживания продолжается даже при наличии условий для изобилия.

И здесь возникает (может возникнуть) потребность во втором, глубоко экзистенциальном курсе психотерапии. Его цель – не просто «залатать раны», а помочь человеку совершить переход: от жизни как выживания к жизни как возможности. Многие коучи говорят о «режиме изобилия», и они правы в одном: жить в постоянной обороне – невыносимо для души. Однако их методы часто терпят неудачу, и вот почему: они пытаются установить «новую операционную систему» на компьютер, где еще не удалена старая операционная система, поврежденная вирусом ПТСР. Прежде чем учиться летать, нужно убедиться, что крыло не сломано.

Как вы можете проверить коуча на реалистичность его коммерческого предложения?

Позвольте аналогию: Тренер по футболу делает презентацию своей секции и к нему приходят те, кто желает играть. Но среди пришедших может оказаться молодой человек с гипсом на ноге... Как думаете самое время начать движение к титулу чемпиона?

Если коуч обещает привести к изобилию, к состоянию полноты каждого, то перед вами шарлатан или искренне заблуждающийся «специалист». Обещать изобилие всем, без учета работы травмы, это правдоподобное обещание, но не правда. Это ложное обещание. Травма не пустит в изобилие. А вот помочь тем, кто залечил рану и имеет запрос на «Переход от режима выживания к режиму изобилия» будет вполне реалистичной помощью. Коучи правы лишь в одном: режим выживания – не подходящее для жизни состояние. Но будьте рассудительны: чем дольше вы жили в режиме выживания, тем дольше будет переход.

И здесь почти совет тем, кто ищет изобилия…

Разберитесь пожалуйста, на каком этапе вы находитесь!

Если вы все еще во власти ПТСР, то оставайтесь в терапии, или в поиске само исцеления. А если вы чувствуете, что травма и ПТСР ваше прошлое, то самое время шагнуть к изобилию!

Иногда терапевты, успешно работающие с шоковой травмой или ПТСР, не очень эффективно работают с пост травматическим ростом - ПТР.

Пожалуйста запомните эту аббревиатуру ПТР. Это приемлемая хорошая перспектива! Это возможное позитивное будущее! Возможно даже Ваше!

Это этап перехода от выживания к изобилию: путь экзистенциального переориентирования. Задача терапевта на этом этапе – помочь клиенту увидеть, что клетки больше нет. Что старые правила, некогда спасительные, теперь ограничивают. Это процесс медленного и бережного переориентирования. Как герой «Побега из Шоушенка», который за 50 лет заключения забыл, что можно в туалет не отпрашиваться, наш клиент нуждается во времени и терпении. Чем дольше длился режим выживания, тем дольше будет путь к свободе.

Этот путь – не просто возврат к «нормальной» жизни. Пройдя через страдание и найдя в себе силы его переработать, человек может обрести нечто большее – то, что Ричард Тедески и Лоуренс Кэлхоун назвали посттравматическим ростом (ПТР).

Пусть Ваш бессознательный разум запомнит эту полезную аббревиатуру ПТР! Это такой феномен, при котором личность не просто восстанавливается, а перерастает себя прежнего.

Появляется глубокая мудрость, хрупкая, но подлинная радость бытия, новые смыслы и ценности.

Пожелаем же нашим клиентам и нам самим не только исцеления от ран и перехода в режим изобилия, но и смелости встретить возможность ПТР. Чтобы жизнь, прошедшая через тьму, могла по-настоящему оценить и воплотить весь спектр света, который ей теперь доступен.

Чтобы душа, научившаяся выживать, вспомнила, наконец, как жить.

Автор: Гончаров Дмитрий Владимирович
Психолог, Ведущий терапевтических групп

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru