Найти в Дзене
Издательство МИФ

Тень и маски. Почему мы подавляем неудобные стороны личности и что с этим делать

Оглавление
    Тень и маски. Почему мы подавляем неудобные стороны личности и что с этим делать Елена Исупова
Тень и маски. Почему мы подавляем неудобные стороны личности и что с этим делать Елена Исупова

У каждого из нас есть тень — та сторона нашей личности, которую мы не принимаем и игнорируем. К тени относятся переживания, которые мы отрицаем как несовместимые с понятиями об идеале: мелочность, зависть, эгоизм, злоба, агрессия, высокомерие, похоть и другое.

Мария Салихова — кризисный психолог, супервизор, преподаватель психологии и автор новинки «Тень — тоже ты» — рассказывает, как принять себя целиком, а не только «хорошие» части.

Принесли отрывок из книги, который поможет понять, как и почему мы подавляем в себе теневые качества личности.

Тень и маски. Почему мы подавляем неудобные стороны личности и что с этим делать Елена Исупова  📷
Тень и маски. Почему мы подавляем неудобные стороны личности и что с этим делать Елена Исупова 📷


Тень — тоже ты

Предзаказ

Знакомьтесь, маски и тень

Культурное понятие «тень» существовало всегда. В древности тень человека считалась его душой, двойником, вторым «я». В научное поле понятие тени как образования, беспокоящего нас, чуждого нашему идеалу, противоречащего тому, что нам хотелось бы думать о себе, ввел Карл Юнг. Он называл тенью изнанку психики, черную дыру, которая «всасывает», как в топкое болото, желания, импульсы и неприятный опыт, связанный с представлением о себе, животные инстинкты и негативные черты, которые не принято проявлять на людях.

К тени относятся переживания, которые мы отрицаем как несовместимые с понятиями об идеале: мелочность, жадность, зависть, эгоизм, злоба, агрессия, высокомерие, трусость, пассивность, легкомыслие, похоть и другое.

    Тень и маски. Почему мы подавляем неудобные стороны личности и что с этим делать Елена Исупова
Тень и маски. Почему мы подавляем неудобные стороны личности и что с этим делать Елена Исупова

Источник

«Хорошую» часть психики, «идеальный» образ себя Юнг назвал Персоной. В книге я буду придерживаться более универсального слова «маска». «Я добрая, заботливая, щедрая, умная» — маска помогает нам выглядеть хорошо в собственных глазах и глазах других людей, чтобы сохранять уверенность в себе.

Тень и маски живут с нами не с рождения — они начинают формироваться в детстве, когда мы сталкиваемся с первым опытом непринятия себя родителями, близкими, окружающими, когда нас сравнивают с другими и стыдят. Мы усваиваем, что в нас хорошее, а что — плохое, что стоит развивать, а что нужно прятать.

Тень — это вытесненная или подавленная субличность, наша часть, которую мы отбрасываем, от которой пытаемся отмахнуться и переключиться на что-то другое.

Что еще почитать:

Какими способами мы подавляем свое темное

Карл Юнг считал, что «простое подавление тени — лекарство не более эффективное, чем обезглавливание при головной боли». Мы хорошо научились подавлять неприемлемое для нас переживание и изобрели для этого множество способов.

Перечислю основные из них:

— отрицание («этого нет»);

— компенсация («это произошло, зато я...»);

— рационализация («я понимаю, почему это произошло, так что не стоит беспокоиться»);

— проекции («это не я, это они»);

— персонификация («это мои черти»).

Давайте разберем подробнее каждый способ.

Отрицание

Вот примеры отрицания:

«Я не кричала, зачем ты так говоришь?»

«Я не ударил, ты сама споткнулась и упала».

«Я злая?! Я очень добрая!!! Сейчас в глаз дам, если сомневаешься!»

Говоря подобные фразы, мы не врем, а искренне отрицаем часть себя, которая «поступила неправильно». Отрицание тесно связано с контролем: мы отказываемся признать, что нам не все подвластно в этой жизни.

Тень и маски. Почему мы подавляем неудобные стороны личности и что с этим делать Елена Исупова  📷
Тень и маски. Почему мы подавляем неудобные стороны личности и что с этим делать Елена Исупова 📷


Источник

Компенсация

Пример компенсации: мужчина низкого роста, не пользующийся с подросткового возраста популярностью у сверстниц, во взрослой жизни становится «достигатором», стремится к высокому социальному положению, прилагая для своей цели значительные усилия, и получает в итоге желаемое благодаря своей повышенной мотивации. Всю последующую жизнь этот мужчина доказывает окружающим, что он не гоголевский «маленький человек». При этом в корне не решает проблему.

Механизм защиты лишь ситуационно снижает напряжение, но не устраняет его, потому что если в детстве не было велосипеда, то... Остановиться уже невозможно, и, получив первые приличные бонусы, мужчина выбирает себе автомобиль. Догадываетесь какой? Самый большой.

Рационализация

Следующий кейс демонстрирует рационализацию: Я поддался стадному чувству и подписал коллективную претензию против своего руководителя. Он взял меня на работу, прикрывал меня, когда у меня были проблемы. Но когда началась буча, я оказался куском дерьма. Как я мог так поступить?.. Впрочем, я поступил так, потому что у меня дети, мне надо их кормить, я не могу позволить себе потерять работу.

Вот это «почему» и есть источник рационализации. Мы придумываем отговорки в соответствии со своим персональным кодексом чести. Отказав близкому в помощи, мы пытаемся это обосновать логически, например утверждаем, что помощь все равно не принесла бы нужного результата и даже привела бы к худшим последствиям. Хороший способ ничего не менять, но чувствовать себя не так отвратительно.

    Тень и маски. Почему мы подавляем неудобные стороны личности и что с этим делать Елена Исупова
Тень и маски. Почему мы подавляем неудобные стороны личности и что с этим делать Елена Исупова

Источник

Или вот еще история клиента. С. принимает небольшие дозы алкоголя каждый день, потому что вычитал в интернете, что это помогает от язвы желудка. Неприемлемые для общества собственные действия человек объясняет ложными аргументами, которые в обществе приветствуются. Мы не хотим признавать, что предаем, лжем, завидуем, вредим, причиняем вред, обижаем. Нам важно сделать неприемлемое приемлемым. Так сохраняется чувство самоуважения и не возникает тревоги.

Проекция

Пример проекции — рассказ партнера о себе, направленный вовне. Следующая сцена, я думаю, покажется знакомой многим. Семейная пара выясняет отношения. Один из супругов заводится, распаляется и начинает говорить на повышенных тонах.

При этом тут же обвиняет партнера: «Зачем ты повышаешь на меня голос?» И далее — по списку: «Ты меня не слышишь. Ты меня ни во что не ставишь. Ты грубиян, агрессор и абьюзер!»

Персонификацию тени можно описать как переживание, что «внутри меня кто-то живет». Клиент говорит: Я живу двойной жизнью на две семьи. Вообще-то, я хороший человек, но есть во мне что-то такое... что не дает покоя. Что это? Порча в крови? Или гонит по свету нечистая сила?

Мы персонифицируем свое темное: «двойник», «альтер эго», «демон», «искушение», «мои закидоны», поскольку так мы психологически отстраняемся, дистанцируемся от поведения, эмоций и мыслей, которые кажутся нам ужасными и опасными.

Цикл «тень — маска»

Нас убедили, что некоторые эмоции (радость, воодушевление, азарт) — светлые, а другие (злость, гнев, печаль, отчаяние) — темные, и научили подавлять их.

Как это происходит?

1. Мы чувствуем неприемлемую эмоцию или ловим себя на неприемлемой мысли (например, злость или зависть).

2. Подавляем неприемлемое переживание. Оно уходит в тень.

3. Чтобы скрыть следы преступления, мы надеваем маску.

На мой взгляд, отлично отражают суть цикла «тень — маска» следующие строки:

Быть хорошей девочкой, но при этом сумеречным ребенком: это как быть согласной, одновременно глухой и звонкой...

Давайте посмотрим, как это происходит в реальной жизни на примере моей клиентки. Вот ее рассказ:

Я смеялась громче всех. Иногда это был гомерический хохот с истерическими вкраплениями по поводу самой скромной подростковой шутки прыщавого одноклассника. Смеялась до синего лица, до слез из глаз, до рези в животе, до взбухших вен на шее, называя это словом «веселье». А дома папа бил маму.

Когда веселиться перестало получаться само собой, я придумала, как можно вызвать подобное состояние дикой взбудораженности. Щекотка. «Щекотливые сцены» стали обязательным атрибутом нашего с сестрой вечернего препровождения. Главная их задача — довести до такого уровня физического нетерпения, боли, чтобы упасть в изнеможении с глубоким выдохом: у-у-у-у-уф... Мне 40, и я до сих пор смеюсь, когда хочется выть от ужаса.

Смех и щекотка — способы почувствовать себя живой, получить хоть какие-то ощущения в застывшем от шока теле. Они помогали О. сбрасывать дикое напряжение, поэтому, очевидно, во взрослом возрасте у нее перекрыты каналы выражения чувств. Веселье — эмоция-перевертыш. Она испускает вовне ложный импульс, подсовывая миру не себя, а вечно довольную хохотушку. Чувства скрыты не только от людей, но и от себя. Так появляется маска клоуна.

Приведу рассказ еще одной клиентки:

Всю жизнь моя семья жила в нужде. Ни вкусной еды, ни модной одежды мне не полагалось, а современные интересы тем более были под запретом. В 9-м классе выяснилось, что у меня способности к информатике, я даже выиграла республиканскую олимпиаду, и за первое место мне полагались стажировка в ИТ-колледже и компьютер. Будущее впервые мне улыбнулось. Но уже через год мой ПК пришлось продать, чтобы закрыть долги родителей. Тогда я сказала себе: ИТ-сфера меня больше не интересует, — и увлеклась поэзией.

Моя клиентка подавила свои боль, растерянность, отчаяние и все то, что непосильно обработать. Она похоронила свои интересы и надежды и надела маску «творческой девушки».

Амбивалентность

Постоянно притворяться — значит наращивать тень. Это происходит примерно так: человек живет, а за плечами у него огромная черная плотная туча. Каждый раз, когда снова приходится вытерпеть обиду, промолчать, согласиться на неприятное, туча сгущается. Она подпирает спину, не дает возможности идти спокойно.

Многие из нас живут с такой тучей всю жизнь. «Мы скрываем от общества темную сторону своей сущности. Вот только чтобы избежать смертной тоски, нам никогда не нужно пытаться скрывать ее от себя».

Здоровая позиция выглядит так: мир больше, чем «черное — белое», и я тоже. Я не положительный герой и не отрицательный. Я сложный, объемный герой и живу в мультивариантных сценариях. Можно быть сильным и уязвимым, ответственным за других и умеющим выбирать себя, сексуальным и благопристойным, импульсивным и здравомыслящим, когда это нужно. Можно искать лучшее решение из возможных, но давать себе право на несовершенство.

Важно стремиться к амбивалентности — палитре противоречивых чувств, не исключающих одно другое, а сосуществующих. В светлом есть темное и наоборот, а между ними — пятьдесят оттенков серого. Тень призывает — будь собой, маска говорит — подстраивайся под других. Баланс в том, чтобы быть «светлым» в той мере, в какой этого достаточно для социума, и быть «темным» настолько, насколько нужно для своего спокойствия и внутренней свободы.

По материалам книги «Тень — тоже ты».

Обложка статьи: unsplash.com

Предзаказ:

МИФ Ozon Читай-город

The post Тень и маски. Почему мы подавляем неудобные стороны личности и что с этим делать appeared first on Блог издательства «Манн, Иванов и Фербер».