Найти в Дзене

От опыта к поведению: как травма отражается в жизни ребёнка

Когда мы видим «трудное» поведение ребёнка — агрессию, замкнутость, протест, — первое желание взрослого часто сводится к тому, чтобы это поведение остановить или «исправить». Но если присмотреться глубже, за каждым таким проявлением может стоять личная история. История травмы. На прошедшем 23 сентября круглом столе эксперты говорили о том, что взрослые — педагоги, родители, даже администраторы школ — сами не свободны от травматического опыта. ▫️ Их реакции — агрессия, избегание, замирание — это не «некомпетентность», а часто отголосок собственного детства, непрожитых эпизодов боли, страха или насилия. ▫️ Когда взрослый не осознаёт свой опыт, он не может стать ресурсом для ребёнка. Его поведение лишь зеркалит старую травму. Один из экспертов отметил: «В классе половина детей может находиться в состоянии травмы. И если педагог не понимает этого, никакие алгоритмы реагирования не сработают». Мы привыкли считать, что «трудный» ребёнок просто плохо воспитан или не умеет себя вести. Но что,
Оглавление

Когда мы видим «трудное» поведение ребёнка — агрессию, замкнутость, протест, — первое желание взрослого часто сводится к тому, чтобы это поведение остановить или «исправить». Но если присмотреться глубже, за каждым таким проявлением может стоять личная история. История травмы.

Взрослые тоже травмированы

На прошедшем 23 сентября круглом столе эксперты говорили о том, что взрослые — педагоги, родители, даже администраторы школ — сами не свободны от травматического опыта.

▫️ Их реакции — агрессия, избегание, замирание — это не «некомпетентность», а часто отголосок собственного детства, непрожитых эпизодов боли, страха или насилия.

▫️ Когда взрослый не осознаёт свой опыт, он не может стать ресурсом для ребёнка. Его поведение лишь зеркалит старую травму.

Один из экспертов отметил: «В классе половина детей может находиться в состоянии травмы. И если педагог не понимает этого, никакие алгоритмы реагирования не сработают».

Почему это важно понимать

Мы привыкли считать, что «трудный» ребёнок просто плохо воспитан или не умеет себя вести. Но что, если его вспышки агрессии — это защита от боли? Что, если его избегание уроков — способ не сталкиваться с ситуациями, которые напоминают прошлое?

Травма — это не только про редкие случаи насилия или катастроф. Это может быть хроническая небезопасность, унижение, эмоциональное давление, игнорирование потребностей. Такие события оставляют след, который проявляется годами.

Ребёнок растёт, меняются обстоятельства, но травматический опыт продолжает «работать» в его поведении. И если взрослые рядом не умеют этого распознавать, ребёнок получает не поддержку, а очередной опыт отвержения.

Почему нужна травмопедагогика

Современная школа и система социальной защиты сталкиваются с вызовом: дети приходят уже с опытом травмы. Простые педагогические схемы здесь не работают.

Нужен травмоориентированный подход — способность видеть за поведением ребёнка его внутренний мир и понимать, что за ним стоит. Только тогда педагог или социальный работник может не усугубить проблему, а помочь ребёнку справиться.

Без этого даже хорошо подготовленный специалист оказывается бессильным.

Что дальше?

Эта тема — слишком важная, чтобы оставить её в стенах круглого стола. Поэтому мы решили продолжить разговор.

7 октября в 10:00 (мск) состоится вебинар «От опыта к поведению: как травма отражается в жизни ребёнка».

Мы поговорим о том, какие события оставляют травматический след, как прошлое влияет на настоящее и будущее ребёнка, и что может сделать специалист, чтобы поддержать его.

👩‍🏫 Спикер — Эльвира Михайловна Аксенова, преподаватель Национального института защиты детства, психолог Центра добрых перемен, тренер и методист программы «Добрые перемены».

📌 Вебинар будет полезен не только психологам, но и всем, кто работает с детьми: социальным педагогам, специалистам по социальной работе, классным руководителям и воспитателям.

👉 clck.ru/3PVGaP