Найти в Дзене

Карго или белая доставка: как выгоднее ввозить товар из-за границы и почему

Когда начинаешь работать с товарами из Китая, первый вопрос: как их везти? Самое популярное предложение на рынке - это карго доставка, что значит неофициальный ввоз товара из-за границы, по цене 2-4 доллара за килограмм, что на 20-30% дешевле белой доставки. Кажется, выбор очевиден. Но опытные логисты видят и другую сторону медали. За годы практики они заметили закономерность: те, кто выбирает карго просто ради экономии, часто теряют намного больше, чем сберегли. Разберемся, почему так происходит. Карго — это когда товар загружают в общий контейнер с чужими грузами и везут в РФ через Казахстан или Киргизию. На границе всю партию оформляют, как один товар (обычно, «стройматериалы»), перевозят через таможню и доставляют на крупные московские рынки. Никаких документов на товар, кроме накладной, покупатель не получает. Главное преимущество карго очевидно — цена. Экономия 20-30% на доставке для небольшого бизнеса может быть критичной. Плюс, не нужно разбираться с таможней, сертификатами и
Оглавление

Когда начинаешь работать с товарами из Китая, первый вопрос: как их везти? Самое популярное предложение на рынке - это карго доставка, что значит неофициальный ввоз товара из-за границы, по цене 2-4 доллара за килограмм, что на 20-30% дешевле белой доставки. Кажется, выбор очевиден.

Но опытные логисты видят и другую сторону медали. За годы практики они заметили закономерность: те, кто выбирает карго просто ради экономии, часто теряют намного больше, чем сберегли. Разберемся, почему так происходит.

Что такое карго и почему эта доставка так популярна

Карго — это когда товар загружают в общий контейнер с чужими грузами и везут в РФ через Казахстан или Киргизию. На границе всю партию оформляют, как один товар (обычно, «стройматериалы»), перевозят через таможню и доставляют на крупные московские рынки. Никаких документов на товар, кроме накладной, покупатель не получает.

Главное преимущество карго очевидно — цена. Экономия 20-30% на доставке для небольшого бизнеса может быть критичной. Плюс, не нужно разбираться с таможней, сертификатами и брокерами.

Проблема в том, что эта экономия часто оказывается иллюзией. Сначала всё идет гладко — первые две-три поставки проходят без проблем и предприниматель уверен, что нашел идеальную схему. А потом начинаются сюрпризы.

Три реальные истории из практики логистов

Первый случай: Андрей, предприниматель. Заказал партию детских игрушек на 1,2 миллиона рублей. Таможня на границе решила проверить контейнер, обнаружила несоответствие документов и конфисковала груз. Карго-компания вернула символическую компенсацию — около 50 тысяч рублей. Клиент сэкономил 200 тысяч на доставке и потерял почти в 5 раз больше.

Второй случай. Компания "Элан", бижутерия. Товар успешно доехал, его загрузили его на WВ. Через три дня маркетплейс заблокировал все карточки — сертификаты не прошли проверку. Партия на 800 тысяч рублей превратилась в мертвый груз. Пришлось долго продавать через соцсети и рынки намного дольше и с минимальной маржой.

Третий случай. Сергей, возит и продает посуду из Китая. Его груз завис на границе на три недели. Трек-номер не работал, никто не мог сказать, где находится товар. Клиент сорвал сроки поставки по контракту, потерял крупного партнера. Плюс, в приехавшем товаре было около 10% боя, который, естественно, никто не компенсировал.

И подобная статистика только растет. По данным таможни, 15-20% грузов, которые идут через серые схемы, конфискуются. И это не исключение, а статистическая норма, т.е. происходит регулярно.

Белая доставка: дороже, но предсказуемо

При белой доставке подобные "сюрпризы" в 97% полностью исключены, а остальные вопросы за 1-2 дня решают логисты. Но, ввоз товара из Китая в белую с полным пакетом документов также имеет свои "нюансы":

  • таможенное оформление;
  • уплата пошлин и НДС;
  • получение сертификатов.

Процесс действительно сложнее и дороже карго. Но, при белом ввозе товаров из Китая есть три момента, которые меняют всю экономику.

1. Возврат НДС

При официальном ввозе можно вернуть до 20% от суммы налога. На партии в 2 миллиона рублей это 333 тысячи рублей обратно в бюджет компании. При карго вернуть НДС невозможно — нет документов для налоговой. Многие предприниматели вообще не закладывают это в расчеты, хотя это реальные деньги.

2. Полная страховка груза

При белой доставке страхуется вся стоимость товара плюс расходы на логистику. Если контейнер повредят или он утонет — страховая покроет всё. При карго застрахуют максимум 10-20% стоимости.

3. Отслеживание на каждом этапе

Всегда понятно, где находится груз, когда он прибудет и в каком состоянии. Его не перегружают 4-6 раз, как при карго, что сильно снижает процент боя.

И самое главное: с белыми документами можно торговать везде. Маркетплейсы и сетевые магазины без проблем пропускают ваш товар на площадки (без сертификатов и документов карточки блокируются), вам доступны государственные закупки.

Сколько стоит белая доставка

Основные расходы легального ввоза — таможенные платежи. Пошлина зависит от кода ТН ВЭД и может быть от 0% до 20% от стоимости товара. НДС 20% на большинство категорий. Таможенный сбор — до 8 530 рублей в зависимости от партии.

Услуги таможенного брокера — в среднем 15 тысяч рублей за декларацию. Растаможка — от 10 тысяч, зависит от сложности груза.

Способ доставки тоже влияет на цену. Морская перевозка самая выгодная для крупных партий. Авиадоставка в 3-4 раза дороже, но в 2-3 раза быстрее.

Сертификация нужна не всем товарам. Если требуется — это 25-150 тысяч рублей и от месяца до полугода. Звучит пугающе, но сертификат получается один раз, а работает годам

Страховка стоит копейки — 0,1-0,3% от стоимости груза. Но она может спасти весь бизнес при форс-мажоре.

Первая поставка занимает 1-3 месяца — нужно получить все документы и разобраться с процессом. Повторные поставки идут за 2-4 недели от склада в Китае до склада в России.

Когда имеет смысл карго

Справедливости ради стоит сказать, что есть ситуации, для которых доставка из Китая через карго подходит больше. Этот метод оптимален, если нужно протестировать спрос на новый товар - выгоднее заказать небольшую партию на 50-100 тысяч рублей именно через карго.

Ввоз из-за границы товаров в серую подходит и для простых товаров без обязательной сертификации — бижутерия, простые аксессуары, сезонная продукция. То, что можно продать через небольшие магазины или соцсети.

Но для серьезного масштабирования карго мы не рекомендуем. Особенно если планируется работа с маркетплейсами, сетевыми магазинами или товарами, требующими сертификации. Детские товары, косметика, бытовая техника, всё с маркировкой «Честный знак» (обувь, одежда, парфюмерия, фотоаппараты, шины) — только через доставку из Китая в белую. Иначе, их просто нет смысла ввозить: через ВБ и Озон товар не продать, а через рынки и соцсети товар будет продаваться долго, и в условиях жесткого демпинга.

Логисты «Raketa» рекомендуют белую доставку для партий от 300 килограммов или от 30 тысяч долларов. За 4 года активного трафика и работы с более чем 120000 клиентов мы определили именно эти цифры, которые "границу" целесообразности белой доставки и карго. Хотя иногда работаем в белую и с меньшими объемами — всё зависит от товара и целей бизнеса.

Главное — считать не только стоимость доставки, но и все сопутствующие факторы: возврат НДС, страховку, риски потери груза, возможность выхода на крупные площадки. Тогда становится понятно, где реальная экономия, а где иллюзия дешевизны.

Остались вопросы? Подписывайтесь на канал «RAKETA», чтобы всегда быть в курсе, как привозить товары из Китая с максимальной выгодой и без рисков :)