Найти в Дзене
Икигай

Отсудил

— Замолчи! Надоела! — закричал Антон. — Встретимся в суде!

— Ну-ну… — саркастически произнесла Тамара, скрестив на груди руки. — Посмотрим, как у тебя получится.

— Получится, не сомневайся. Я всё для этого сделаю, — мстительно пообещал Антон.

Четырёхлетний малыш Кирюша стоял, держал в руке своего любимого игрушечного динозаврика и расширившимися от ужаса глазами смотрел на родителей. Хоть он ничего не понимал из их разговора, но каким-то чутьём почувствовал, что дело плохо. Он начал всхлипывать и шмыгать носом, а потом не удержался и заревел во весь голос.

— Это всё из-за тебя! — припечатал Антон жене, указав на плачущего сына. Однако вместо того, чтобы подойти к малышу и утешить его, хлопнул дверью и ушёл в другую комнату.

— Ну, малыш, ну не плачь, — тихонько проговорила Тамара и, присев на корточки, обняла Кирилла. — А пойдём-ка мы с тобой на кухню и съедим мороженое? У нас в морозилке целая гора мороженого…

Кирюша кивнул, ещё раз всхлипнул, и прижав к себе своего динозаврика, и взяв маму за руку, потопал на кухню. Тамара доставала мороженое, а у самой тряслись руки. Она старалась не думать об угрозах мужа, но это плохо получалось.

***

— Ну что, развелись твои-то? — спросила Анну Витальевну подруга Эльвира. Женщины были обе на пенсии, обеим было по семьдесят лет и дружили они недавно. С тех самых пор, как Эльвира переехала в дом, расположенный напротив того, где жила Анна Витальевна. Анна Витальевна была мамой Антона и бабушкой Кирилла.

Женщины часто гуляли вместе, когда случайно выходили из дома в одно и то же время. А со временем подружились и стали по телефону приглашать друг друга на прогулку. Они ходили по парку и скверу, которые были расположены рядом, и очень много разговаривали. Темы были разные, но в основном, про детей и внуков.

— Развелись, — вздохнула Анна Витальевна. — Там изначально было ясно, что ненадолго брак этот. Вот и вышло, что вышло.

— Как же ты теперь будешь справляться? — спросила Эльвира, озадаченно глядя на подругу.

— С Кирюшей? Так Антон со мной сейчас живёт, потому что в квартире своей ремонт затеял, вот он и будет с Кирюшей заниматься. Я только на подхвате, в сад отвести, встретить…

Эльвира молча пожала плечами. Судя по тому, что Анна Витальевна рассказывала ей о своём сыне Антоне, не по его характеру было возиться с ребёнком…

Как только поженились Антон и Тамара, Анна Витальевна то и дело слышала об их ссорах. Постоянно сын рассказывал ей, что они в очередной раз поругались. Характеры у обоих супругов были вспыльчивые, никто не хотел уступать, каждый был упрям и гнул свою линию…

Темы споров были совершенно разные, от науки, политики и спорта, до личных отношений. На полном серьёзе супруги могли поссориться на тему проблемы дефицита пресной воды в Африканских странах и способов её решения. Либо про глобальное потепление схлестнуться, либо про какой-нибудь мировой кризис. Анна Витальевна первое время думала, что сын с женой просто так развлекаются. Но нет. Они ссорились всерьёз.

— Мам, она дуpa! — делился однажды сын по телефону. — Я ей говорю, что инвестиционный климат в нашей стране…

— Боже… Вам что, поговорить больше не о чем? — простонала Анна Витальевна. — Уж на эту тему можно не ссориться, а?

— Она ничего не понимает! — заявлял Антон. — Я вкладываю деньги в то, что приносит доход, я знаю ситуацию, прогнозирую рынок, а она не разбирается, но лезет со своими глупыми советами, достала.

Сын Анны Витальевны занимался инвестициями, хорошо разбирался в этом и получал удовольствие от процесса. Никаких особо крупных капиталов у него не было, но тем не менее кое-какие накопления имелись.

Тамара была довольно умная и очень красивая девушка. Они поженились по любви и всё бы ничего, но Антон очень любил дома на кухне после сытного ужина порассуждать о политике, инвестициях, экономике. Он любил говорить и слушать только себя. У Антона была хорошо поставленная грамотная речь, сказывалось влияние его профессии: одно время он работал преподавателем в университете и читал лекции.

А Тамара девушка гордая и своенравная. Она не стеснялась высказывать своё мнение, хоть и не всегда разбиралась в вопросе, и часто заявляла мужу, что, раз они семья, то должны прислушиваться к мнению друг друга. И она думает, что… В конце концов, они всегда ссорились. Потом правда, мирились. Но потом всё по новой.

— А тебе, ну очень прямо надо всё это с ней обсудить? — саркастически спрашивала мать Антона. — Не можете вы поговорить о погоде, кулинарии или других нейтральных вещах?

— Ты ничего не понимаешь! — возмущался сын. — Иногда с ней спорить довольно интересно. Она хороший собеседник, много всего знает и умеет, довольно умная, но всё же не настолько, насколько я. Я ей пытаюсь указать на ошибки, направить в нужное русло, объяснить, а она злится и упирается, как баран.

— Да вы оба бараны! — сердилась Анна Витальевна.

***

— Ох и умный он у тебя… — сказала как-то Эльвира Анне Витальевне, когда та рассказала ей про Антона.

— Умный, — согласилась Анна Витальевна. — Высшее образование, красный диплом, магистратура, аспирантура. Всё сам. Я ни грамма не помогала. Учился, работал. Заработал себе на квартиру, купил, расплатился с банком, и только тогда принялся искать жену. И нашёл Тамару. Странный выбор… Мне кажется они не подходят друг другу, но видать, красотой она его взяла, ибо выглядит, как кинозвезда или певица какая-нибудь...

— А высшее образование у неё есть? — спросила Эльвира.

— Есть. Художка, дизайнер какой-то… Не от мира сего. На всё своё виденье… — ответила Анна Витальевна.

Прожили супруги два года и в один из дней Антон сообщил матери, что скоро родится у них ребёнок. Анна Витальевна сначала обрадовалась, а потом призадумалась. Неужели сын и невестка так и будут продолжать ссориться из-за всякой ерунды даже после рождения ребёнка? Уж тогда-то им разве будет дело до проблем Южной Африки? Она понадеялась, что супруги забудут свои словесные поединки и, наконец, станут обычной счастливой семьёй.

Анна Витальевна ошибалась. Пара на полном серьёзе продолжала ссориться по каждому поводу. Они ругались и кричали так, что дрожали стёкла. К ссорам на глобальные темы прибавились споры про воспитание малыша Кирюши, про заботу о его здоровье, новые открытия в мировой педиатрии и прочее и прочее.

Со временем своенравная Тамара стала раздражать Антона. Он всё чаще её называл её «глупой блондинкой», совсем без мозгов. Тамара обижалась, дистанция между супругами росла.

Однажды они поругались так, что решили развестись. Антон был невероятно зол на супругу и заявил, что она «не получит ребёнка». Тамара в свою очередь заявила, что суд оставит ребёнка с ней, потому что она мать.

— Плохая ты мать! Никудышная! И я это докажу, — заявил взбешённый Антон и стал припоминать разные случаи, например про то, как Кирюша однажды засунул себе в нос бусину, которую нашёл дома на полу, да так глубоко, что пришлось на ночь глядя, ехать в институт отоларингологии к дежурному врачу, потому что в районной больнице обычный дежурный лор заявил, что у них нет таких возможностей, и надо срочно ехать к узкому специалисту.

— Хорошо, что обошлось без операции! — вскричал Антон. — Вот как ты недосмотрела за ребенком?! А помнишь, когда Кирилл подавился конфетой? Кто же даёт такому малышу маленькую карамельку, это надо додуматься?! Если бы я вовремя не сориентировался и не перевернул его вверх ногами, он бы задохнулся! Я спас его, а ты стояла и причитала. А когда он в гипремаркете от тебя убежал, пока ты на витрины рот разевала, и его нашли в противоположном конце торгового зала? Я хотя бы обратился к охране, а ты стояла и рыдала. Никакого от тебя толку!

— Почему это он от меня убежал?! Мы, между прочим, вместе с тобой там были! А ты слишком занудный и душный отец! Только лекции читать способен, — заявила Тамара. — Хоть бы раз поиграл с ребёнком, погулял, почитал ему книжку! Да за всё время, пока он был младенцем, ты ни разу памперс ему не поменял, всё я. И кормила, и играла, и лечила, ты только лясы точил. Теоретик!

— Это женские дела!

— Ни в коем случае! Это общие семейные дела! Ребёнок останется со мной!

Родители кричали, а малыш Кирюша всё это слышал, но на него никто не обращал внимания.

***

— Отвоевал Антон сына у Тамары, — сказала Анна Витальевна подруге Эльвире во время очередной прогулки.

— Почему же суд принял такое решение? — удивилась Эльвира.

— Антон прямо загорелся желанием насолить Тамаре и назло отобрать у неё сына, жуть как на неё злился. Нанял адвоката, тот и отработал, как надо. У Антона и работа хорошая, и квартира есть, не курит, не пьёт, уважаемый человек, образцовый отец. А Тамара… Квартиры у неё нет, прописана у матери, в комнате в коммуналке. Работы нормальной нет, случайными заказами перебивается, никакой стабильности. Припомнили разные случаи, предоставили документы, выписки, доказали, что плохая Тамара мать, никудышная. Да ещё в суде адвокат умудрился вывести Тамарку из себя, она орала матом даже, чуть из зала суда её не вывели. Видать Антон ему рассказал, что она легко ведётся на провокации, это сработало и подлило масла в огонь.

И привёз Антон сына Анне Витальевне.

— Сколько же твой сын будет ремонт делать в своей квартире? Столько времени прошло, а всё никак от тебя не переедут, — спросила Эльвира Анну Витальевну.

— Да, затянулся что-то ремонт. Два месяца уже... Антон с Кирюшей совсем не может справляться, ничего не знает, не умеет или не хочет, всё на меня повесил. Видать только Тамара сыном занималась. Кирюша болеет то и дело, в сад не водим, какой толк? День ходим, неделю болеем. А недавно Антон заявил, что переедет в свою квартиру пока один, чтобы, мол, ремонт побыстрее шел. И уехал. Я с Кирюшкой теперь одна осталась. Антон деньги мне на него переводит и всё. Раньше хоть по выходным он с ним играл какие-то пару часов, а теперь и не приезжает даже. Позвонил пару раз и всё. У него своя жизнь… Всё же зря он навел поклёп на Тамарку, нормальная она мать… Лучше бы Кирюша с ней остался. Кому лучше от того, что он сотворил?

-2

Анне Витальевне с внуком было тяжеловато. Мало того, что у неё болели колени, ещё у женщины часто кружилась голова и понижалось давление. Раньше она в такие дни лежала на диване, встать не могла, теперь же она, кое-как напившись лекарств, занималась с внуком. Готовила обед, играла, читала ему книжки, только на улицу не выходила, потому что боялась упасть.

Сын же пропускал мимо ушей жалобы матери, обещал, что непременно скоро приедет и заберёт мальчика, но время шло, а ничего не менялось.

Однажды Анне Витальевне позвонила Тамара, они хорошо поговорили. Анна Витальевна узнала, что после суда Тамара загремела в больницу с воспалением легких, на целый месяц, недавно выписалась, но всё ещё восстанавливается. Когда она писала и звонила Антону, чтобы справиться о Кирюше, то он не отвечал и потому она заволновалась и решила связаться с бывшей свекровью.

Анна Витальевна рассказала невестке про Кирюшу и про то, что Антон совсем не касается воспитания сына, а сбросил всё на неё. С тех пор Тамара стала часто звонить, главным образом, чтобы пообщаться с сыном, потому что по нему сильно соскучилась. Тамара рассказала, что её мать продала земельный участок с домиком, который некогда принадлежал её покойным родителям, и отдала деньги ей. Этих денег хватило на приобретение однушки для Тамары. Работу она недавно нашла постоянную, с нормальной зарплатой.

— Анна Витальевна, я надеюсь отсудить у Антона Кирюшу, — призналась Тамара.

— А я тебя поддержу. Буду выступать в суде на твоей стороне, — неожиданно заявила Анна Витальевна.

-3

***

— Я буду действовать в интересах внука. Пусть Антон думает обо мне, что хочет, но так нельзя. Ребёнок мучается, я мучаюсь, Тамара тоже. Сам занят там невесть чем, то друзья, то работа, то ещё чего, а сын пусть у меня будет? Не нужен ему ребёнок совсем, поняла я, — грустно сказала Анна Витальевна подруге Эльвире.

— Ты против сына будешь свидетельствовать? — ужаснулась Эльвира.

— Я скажу правду. Скажу, что он не занимается ребёнком и не появляется тут даже. Просто констатирую факт. А там, будь, что будет, — сказала Анна Витальевна. — Тамара обещала мне, что я буду часто видеться с Кирюшей. Конечно, я буду по нему скучать, но с матерью ему лучше…

— Ты мне больше не мать, — заявил Антон матери после суда.

— Ну, стало быть, так… — тихо проговорила Анна Витальевна. Ей было очень грустно. Она вспоминала, как Кирюша, однажды накануне суда заявил ей, что больше всего хотел бы жить не с мамой или папой, а с ней. Потому что только бабушка пускала с ним мыльные пузыри, читала сказки и играла в машинки. А мама и папа были всё время заняты…

«Бедные, несчастные наши дети…» — думала Анна Витальевна.

Тамара суд выиграла, Кирилл стал жить с ней. Антон поначалу очень обиделся на мать, но однажды всё же позвонил и сообщил о том, что женится, притом срочно. Потому что его невеста ждёт ребёнка.

Анна Витальевна услышав новость, грустно вздохнула и подумала о том, что хоть сын у неё и умный, но отец из него так себе, никакой, на троечку. И она очень надеялась, что хотя бы этого ребёнка он будет любить и проводить с ним много времени. С Кириллом же Антон вообще не виделся и не стремился.

Зато Анна Витальевна часто виделась с мальчиком. Они по-прежнему играли с ним в машинки, внук был на них просто помешан и поэтому бабушка дарила ему в каждый свой приезд новую. Анна Витальевна ловила себя на мысли, что таким образом хочет хоть как-то компенсировать внуку отсутствие отца, ведь она чувствовала в этом свою косвенную вину...

Жанна Шинелева

Другие истории на канале: