Проблема кожи также затрагивается Фрейдом в работе «Тотем и табу» в вопросах контакта, заражения и влечения к прикосновению. На примере случая невроза навязчивости можно увидеть, как в раннем детстве возникает сильное влечение к прикосновению, а затем ему противопоставляется запрет со стороны, запрет оказывается сильнее влечения, поскольку исходит от любимого и значимого лица. Влечение вытесняется и становится бессознательным, запрет также остаётся, и вместе с этим возникает неразрешённая ситуация, конфликт между запретом и вытесненным, который затем постоянно повторяется в навязчивых симптомах, которые ищут каждый раз новый объект для реализации влечения, но и там же каждый раз возникает новый запрет на реализацию влечения. Данный механизм Фрейд сравнивает с запретами табу у дикарей: «Самые древние и самые важные запреты табу составляют два главных закона тотемизма: не убивать тотемное животного и избегать сексуальных связей с товарищем по тотему противоположного пола». Также в данном тексте затрагивается вопрос идентификации и кожи, что проявляется в виде ношения шкур тотемных животных у дикарей, где тотемное животное — символ отца, бога, и остальные участники племени приобщаются, идентифицируются с тотемом и друг с другом как бы надев его шкуру.
В «Анализе случая пятилетнего мальчика» Фрейд отмечает необходимость в контакте с кожей другого, например, где разделение постели с другим отмечено удовольствием от контакта кожей, что свойственно для всех конституционально: «Мальчик обычным путем, исходная точка которого — уход за детьми, пришел к объектной любви, и новое переживание удовольствия, спать рядом с матерью, для него стало определяющим. В его составе мы выделили бы конституционально присущее всем нам удовольствие от прикосновения к коже, хотя по кажущейся нам искусственной терминологии Молля его следовало бы назвать удовлетворением влечения к контректации».
Также Фрейд упоминает о связи между влечением к прикосновению и влечением к созерцанию, где созерцание является заменой прикосновения. В тексте «Заметках об одном случае невроза навязчивости» (1909) пациент Фрейда рассказывает, как в возрасте четырёх-пяти лет юная и красивая гувернантка разрешила залезть ей под юбку, и мальчик ощупывал её гениталии и живот, что показалось ему забавным: «С того времени у меня осталось жгучее мучительное желание видеть женское тело». Он вспоминает, с каким интересом ожидал в купальне гувернантку, чтобы посмотреть, как она раздетая входит в воду. После этого он уже в шестилетнем возрасте подглядывает за другой своей няней, пока та выдавливает прыщи на ягодицах.
Автор: Писарева Алла Владимировна
Психолог, Психоаналитик
Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru