Найти в Дзене

"Я предложил подождать с наказанием, пока ситуация не выяснится..." Из записей священника Константина Островского

Однажды мы с отцом Сергием Резниковым были в гостях на даче у нашего духовного отца Георгия Бреева, и они стали играть в шахматы, а я смотрел. Отец Сергий в какой-то момент съел у отца Георгия ладью. Я посочувствовал батюшке: «Не огорчайтесь, отче, Бог пошлёт Вам ещё ладью». Это была, конечно, шутка. Бог никогда не посылает шахматистам того, что не предусмотрено правилами. Прямое вмешательство Бога в игру уничтожило бы её. Но так же и в жизни! Бог промышляет обо всём, но чудеса – нарушение правил нашей «игры» – бывают очень редко, иначе это разрушило бы мир. Когда Бог «пошлёт нам ещё ладью», наступит конец света. Первая история. В замечательном советском фильме «Летят журавли» один из героев, военврач, произносит пламенный обличительный монолог против жён, которые бросили своих сражавшихся в это время на фронте мужей. И вдруг слушавшая этот монолог медсестра с плачем выбежала из палаты: этот монолог буквально относился к ней! А на самом деле она не была виновата. Вторая история. Лет де
Оглавление
Протоиерей Константин Островский
Протоиерей Константин Островский

Когда Бог пошлёт ладью...

Однажды мы с отцом Сергием Резниковым были в гостях на даче у нашего духовного отца Георгия Бреева, и они стали играть в шахматы, а я смотрел. Отец Сергий в какой-то момент съел у отца Георгия ладью. Я посочувствовал батюшке: «Не огорчайтесь, отче, Бог пошлёт Вам ещё ладью».

Это была, конечно, шутка. Бог никогда не посылает шахматистам того, что не предусмотрено правилами. Прямое вмешательство Бога в игру уничтожило бы её. Но так же и в жизни! Бог промышляет обо всём, но чудеса – нарушение правил нашей «игры» – бывают очень редко, иначе это разрушило бы мир. Когда Бог «пошлёт нам ещё ладью», наступит конец света.

Две истории о строгом суде

Первая история. В замечательном советском фильме «Летят журавли» один из героев, военврач, произносит пламенный обличительный монолог против жён, которые бросили своих сражавшихся в это время на фронте мужей. И вдруг слушавшая этот монолог медсестра с плачем выбежала из палаты: этот монолог буквально относился к ней! А на самом деле она не была виновата.

Вторая история. Лет десять назад в нашей воскресной школе случилось несколько краж из карманов пальто. Увещевали детей, призывали к покаянию, никто не сознавался, и кражи продолжались. На совещании с педагогами я воскликнул, что, если вора поймают, нужно будет его с позором выгнать из воскресной школы, кто бы он ни был. Потом подумал: «А вдруг это моя внучка?» И предложил подождать с решением о наказании, пока ситуация не выяснится.

Виновник потом нашёлся (не внучка). Пообщавшись со скорбящими родителями и посмотрев на его несчастный вид, простили.

О рассеянности при молитве

Многие христиане жалуются, что очень рассеиваются во время богослужения. Уклонение ума от молитвы — это, конечно, зло. Но не нужно думать, что отстоял в рассеянии службу – зря в церковь ходил. Если бы в церковь не пошёл, то рассеялся бы ещё больше. Плохо, когда человек пришёл в храм, простоял три часа в рассеянности и думает, что он этим исполнил свой долг и Богу угодил. Это фарисейство, это гордость. А если мы каемся в своей рассеянной «хромой и сухой» молитве, то уже в этом есть немалая польза.

Молиться необходимо, даже если сердце молчит и ум не собран. Будем молиться хотя бы рассеянно, хотя бы только устно. По учению святых отцов, словесное моление постепенно привлечёт к себе внимание ума, лишь бы пребывать в смирении.

Сказанное, кстати, относится не только к начинающим. Бывает, при больших искушениях помыслы так захватывают душу, что ум никак не собрать. Тогда полезно, если позволяют обстоятельства, просто молиться вслух. Этим наше внимание привлекается к молитве, ум успокаивается и начинает молиться.

Какому злу не следует противиться

Для многих людей камнем преткновения остаются (и совершенно напрасно) слова Спасителя: «Не противься злому» (Мф. 5, 39). Конечно, они относятся не ко всякому злу. И в Священном Писании, и в житиях святых мы находим множество примеров, когда праведники боролись со злом.

Пророк Нафан обличил согрешившего царя Давида. Пророк Илия не только обличил нечестивого царя Ахава, но даже заколол 150 языческих жрецов! Церковь восхваляет благоверного князя Александра Невского не только за благочестие в частной жизни, но и за мужественное вооруженное противоборство воинствующему католицизму.

Благословляя терпеть и смиряться, Бог вовсе не благословляет грешить. Если родители не противятся злу, которое пытается овладеть их детьми, позволяют им блудить и воровать и не наказывают за дурные поступки, - это не исполнение заповеди Божией “Не противься злому”, а просто развращение собственных детей. Если муж идёт с женой по парку и вдруг появляется хулиган и собирается насиловать жену, а муж отходит в сторону и "не противится злому", то это или малодушие, или извращение. Ничему такому Христос не учил.

Противиться не должно скорбям, которые нас посещают. Сами по себе они зло, потому что являются следствием грехопадения человека, но Бог всё обращает во спасение человека, если он всё безропотно принимает. Если же человек всё принимает не только безропотно, но и с благодарностью, то получает для своей души великую пользу. Преп. Серафим Саровский писал: «Кто переносит болезнь с терпением и благодарением, тому вменяется она вместо подвига или даже более».

Источник