Чаще всего при упоминании имени Венеры вспоминается картина Боттичелли. Она стоит на морской раковине, волосы развеваются от лёгкого ветра, а вокруг суета богов и нимф. Эта сцена стала символом эпохи Возрождения. Но сама Венера появилась на свет гораздо раньше — и с тех пор рождалась снова и снова, в каждом веке, в каждом культурном переломе
Когда я писала материал про искусство, которое может вызвать сердечный приступ и даже психоз, мне на глаза попалась картина французского художника Вильяма Бугро «Рождение Венеры» (я покажу ее здесь позже). И тогда я подумала — так сколько же раз рождалась Венера, и справедливо ли, что среднему обывателю известна только Венера Боттичелли?
Так появилась эта статья, в которой я хочу чуть глубже разобраться в самом мифе о рождении Венеры и посмотреть, как она влияла на мир, и зачем мир каждый раз выдумывал ее заново
Буду рада видеть вас в своем ТГ-канале В поисках серотонина. Там можно увидеть, как рождаются идеи для таких лонгридов, а также материалы, которые не подходят под формат Дзена или не проходят его цензуру
С чего все началось
История рождения Афродиты (римляне позже назвали её Венерой) — одна из самых древних в греческой мифологии. Если верить древним грекам, Афродита вышла из морской пены, которая появилась от крови Урана. В «Теогонии» Гесиода (VIII век до н. э.) рассказывается: Кронос оскопил своего отца Урана, и капли его крови упали в море. Там образовалась пена, из которой вышла богиня красоты и любви
На первый взгляд, история выглядит мрачной. Но в ней заключена важная мысль: красота рождается не из покоя, а из хаоса; любовь возникает из разрушения, а не из гармонии. Этот миф пытался объяснить, почему в человеческой жизни всегда переплетены боль и наслаждение
Для философов Венера стала образом двойственности: чистой, небесной любви и земного, чувственного влечения. Для поэтов — источником вдохновения. Для художников — идеальной моделью, к которой можно возвращаться снова и снова. И вот уже две с половиной тысячи лет каждое новое переосмысление мифа становится зеркалом того, как меняется в восприятии человека сама суть красоты и любви. По крайней мере для себя я увидела это так, и мне будет интересно почитать ваше мнение в комментариях
Венера до Боттичелли
Иногда кажется, что миф впервые «ожил» на холсте именно у Боттичелли, но это не так. Ещё в античности художники и скульпторы обращались к сюжету рождения богини
Апеллес — древнегреческий живописец, чьё имя упоминают античные авторы, писал «Венеру Анадиомену», выходящую из моря и отжимающую волосы. Картина не сохранилась, но её описывали современники. А Пракситель создал знаменитую «Афродиту Книдскую» (IV век до н. э.) — первую обнажённую женскую статую в греческом искусстве. Формально это не рождение, но сам образ «обнажённой богини» напрямую связан с мифом
В римскую эпоху Венеру часто изображали на фресках и мозаиках, но ее образ вышел далеко за рамки любовной сферы. Юлий Цезарь, а позднее и император Август для легитимизации власти строили впечатляющие храмы Венеры Прародительницы (лат. Venus Genetrix) и Венеры Победительницы (лат. Venus Victrix), самым давая понять о своем «божественном происхождении»
Парадоксально, но богиня любви стала символом военных побед и имперского могущества. Римские полководцы часто посвящали ей трофеи, веря, что ее благоволение принесет не только счастье в личной жизни, но и триумф на поле боя. В какой-то момент Венера стала универсальным символом, как говорится: на все случаи жизни:
- Venus Genetrix (Прародительница) — покровительница рода Юлиев и всего римского народа
- Venus Victrix (Победительница) — помощница в военных кампаниях
- Venus Felix (Счастливая) — дарующая благополучие и удачу
- Venus Verticordia (Обращающая сердца) — защитница супружеской верности и целомудрия
Забавно, что последний эпитет как будто бы пытается примирить образ богини любви с нарастающим в Риме влиянием Христианства — она не только поощряла страсть, но и отвечала за сохранение морали в обществе, отвращая женщин от порочных мыслей
Потом пришло Средневековье, и античные богини ушли в тень. Христианская Европа не слишком жаловала мифологические сюжеты: Венера олицетворяла плотскую любовь и поэтому воспринималась как опасный символ. Но в росписях, рукописях и декоративных мотивах иногда можно встретить её тень — чаще как предупреждение о грехе
И только в XV веке, с приходом Ренессанса, миф снова ожил — и тогда Боттичелли сделал то, что не сделал никто до него: превратил этот сюжет в символ эпохи, в икону красоты
Венера и христианство: запретный двойник
С Древней Грецией и Римом все более или менее понятно. Интереснее было посмотреть, как Венера трансформировалась, когда пришло Христианство. Логично было бы предположить, что образ Девы Марии — это христианское переосмысление мифа, но все немного не так
В христианской культуре Венера часто противопоставлялась Деве Марии. Любопытно, что в то время как богини в славянской культуре переродились в виде православных святых, античные богини же породили своих двойников, очищенных от страстей и пороков
Богородица символизировала небесную любовь и материнство. Венера — земное влечение и соблазн. В Средневековье их как будто нарочно ставили на разные полюса: небесное и земное, святость и похоть
Хотя не христиане придумали такое разделение на два полюса. Еще в древности философы различали два аспекта богини Венеры-Афродиты. Они называли высшую богиню любви Афродиту Уранию, что можно перевести как «небесная» (от греческого «небо»), в отличие от богини повседневных страстей Пандемос («доступная всем»), представляющей собой более низкий уровень и охватывающую всех. В итоге земной образ Венеры стал символом одного из семи смертных грехов, а небесная Венера теперь известна нам как Богородица
Если заглянуть ещё глубже, к иудаизму и исламу, то там тоже есть отголоски. Древние семитские народы поклонялись Астарте (Иштар) — богине, связанной с той же планетой Венерой. Пророки в Ветхом Завете постоянно критикуют «служение Астарте». В исламе есть легенда о Зухре — женщине, наказанной и превращённой в планету за грехи. Опять та же связка: красота и соблазн несут опасность
Получается, что Венера для авраамических религий — это не идеал, а скорее теневая фигура. Та, кого боялись, но при этом не могли игнорировать. Чувствуете, как юнговскими изысканиями про архетип тени повеяло?
Ко времени эпохи Возрождения это противостояние Девы Марии и Венеры вернулось к концепции «Двух Венер»: Небесной (символизирующей божественную любовь, чистоту, иногда изображалась нагой) и Земной (символизирующей земную красоту и продолжение рода, украшенной драгоценностями). Наконец-то начало сбываться то, о чем говорил мыслитель Марсилио Фичино: небесная Венера, проникнутая светом божественности, передает этот свет вселенской Венере. В свою очередь, вселенская Венера вкладывает искры этого света в ткань мира
Возрождение: небесная Венера Боттичелли
В XV веке Боттичелли пишет свою знаменитую «Венеру». Она нежная, лёгкая, почти неземная. Это не соблазнительница, а чистый идеал. В искусстве Возрождения нагота символизирует чистоту и невинность, поэтому можно считать, что Венера Боттичелли вобрала в себя в том числе непорочность Богородицы
Некоторые искусствоведы говорят, что эта работа и вовсе была первой попыткой соединить древний миф и библейское предание о крещении Иисуса Христа
Также важно понимать контекст: Европа только что вышла из Средневековья. Люди учились радоваться телесности, но делали это осторожно. Боттичелли словно говорит: да, тело можно любить, но через него надо стремиться к гармонии
Рафаэль: Венера между небом и землёй
У Рафаэля нет отдельного «Рождения Венеры», но её образ он раскрывает в мифологических фресках. Самое известное — «Триумф Галатеи» (1512 год). Формально это история о морской нимфе, но настроение — именно венерианское: море, амуры, танец, праздник жизни
Венера у Рафаэля — мягкая, благостная, одухотворённая. Она уже не такая небесная, как у Боттичелли, но ещё и не такая земная, как у Тициана. Рафаэль даёт промежуточное звено — гармонию двух миров
Вазари: Венера как спектакль
Через несколько десятилетий к сюжету обращается Джорджо Вазари — автор знаменитых «Жизнеописаний художников» и мастер маньеризма. В его «Рождении Венеры» (фреска в Палаццо Веккьо, ок. 1555–1560) богиня появляется из моря в окружении целого хора амуров и нимф. Море бурлит, тела движутся, краски насыщенные. Это уже не хрупкая Венера Боттичелли, а театральное действие, монументальный спектакль.
Маньеризм любил напряжение и динамику — и Венера у Вазари выражает именно это
Тициан: Венера становится женщиной
А вот у Тициана Венера перестаёт быть богиней. Его «Венера Урбинская» лежит на постели, смотрит прямо и уверенно. Ее Тициан написал по заказу герцога Урбинского в качестве подарка молодой жене
Это уже не миф, а женщина из плоти и крови. Венеция XVI века жила праздниками и удовольствиями. И Тицианская Венера словно говорит: красота — это радость, это наслаждение, и в этом нет ничего постыдного
Любопытно, что у Венеры Урбинской была предшественница. За 30 лет до ее создания, итальянский художник Джорджоне начал писать свою обнаженную богиню, но не успел ее закончить. Он умер от чумы.
Тициан, его друг, дописал несколько картин Джорджоне. В том числе его Венеру
Также интересно посмотреть, как Тициан воплощает в одной из своих работу ту самую концепцию о двух Венерах. Пожалуй, настолько прямолинейно до него этого никто не делал
Но окончательно земной в работах Тициана Богиня любви становится на полотне «Венера перед зеркалом», которую он напишет почти через 20 лет после Венеры Урбинской
Барокко: Венера-иллюзия Веласкеса
В XVII веке Веласкес тоже пишет «Венеру с зеркалом». Она лежит к нам спиной, а её лицо мы видим только в отражении. Но и там оно размыто
Эпоха барокко обожала игру иллюзий. Красота здесь — не абсолют, а загадка. Мы вроде бы видим её, но никогда не можем ухватить полностью. Это образ ускользающей истины, так характерный для времени религиозных сомнений и кризисов
XIX век: Венера для салона
Париж XIX века — это буржуазный мир. Людям хотелось красоты, которая украшает стены, а не тревожит душу
В 1863 году Кабанель пишет «Рождение Венеры» — нежное тело на волнах, амуры вокруг. Картина производит фурор, её сразу покупает Наполеон III. Красота становится товаром и символом статуса
Спустя двадцать лет Бугро делает ещё более пышную «Венеру» с десятками амуров. Всё идеально, но чуть-чуть мёртво. Именно на фоне таких работ родился импрессионизм — как бунт против «глянцевой красоты»
XX век: Венера из подсознания
А в XX веке Венера совсем меняется. После войн и революций люди перестают верить в идеалы внешней красоты. Художников интересует внутренний мир
Пикассо исследует Венеру через кубизм и искажённая форма: женское тело разложено на геометрические плоскости. Здесь миф читается через язык модернизма. Сальвадор Дали изображает Венеру фрагментированной, тревожной, растворяющейся в пустыне. Это уже не богиня, а символ бессознательного. У Леже Венера превращается в почти механическую фигуру: обобщённые линии, цилиндры, простые формы. Это отражение индустриальной эпохи, когда красота стала восприниматься в связке с техникой, машинной эстетикой
О том, что произошло с Венерой в XX веке, можно написать отдельную статью. Пожалуй, я сделаю это в другой раз
Так сколько раз рождалась Венера?
Формально — один раз, из морской пены. Но если смотреть внимательнее, то каждое поколение рождает её заново — такой, какой оно способно увидеть и принять
У Боттичелли она была небесным идеалом, обещанием того, что красота соединяет человека с высшим порядком. У Рафаэля — мягкой гармонией небесного и земного, образцом равновесия. У Вазари — театральным действием, где Венера уже не символ чистоты, а часть зрелища, динамики, игры. У Тициана — земной женщиной, с её прямым, живым взглядом и уверенной телесностью. У Веласкеса — ускользающей иллюзией, которую невозможно удержать. А у Кабанеля и Бугро — предметом восхищения и декора, красивым «товаром» буржуазной эпохи
Венера рождается каждый раз, когда мы смотрим на искусство и видим там своё отражение. И потому её история бесконечна
Теперь я попытаюсь ответить для себя на более сложный вопрос: что для меня любовь, что я считаю красивым, что меня влечёт и вдохновляет?
Может быть, мне ближе именно небесная Венера Боттичелли, прозрачная и хрупкая. А может — земная, уверенная Тициана. Или тревожная, отражённая в зеркале Веласкеса. Или... а что бы вы ответили на этот вопрос?
____________________________
Подписывайтесь! А чтобы Дзен показывал вам мои статьи, поставьте лайк. Это поддержит меня как автора 💛
Что еще почитать у меня:
Оказывается, любовь не во всех странах одно и то же: почему для Америки это обязанность, для Франции — сюжет, для России — жертва
Это искусство может вызвать сердечный приступ или психоз. Рассказываю про удивительный синдром Стендаля
Почему мы залипаем на танцы в этих ваших ТикТоках и риелсах (и почему это не контент для дураков)
Буду рада видеть вас в своем ТГ-канале В поисках серотонина. Там можно увидеть, как рождаются идеи для таких лонгридов, а также материалы, которые не подходят под формат Дзена или не проходят его цензуру