В современной официальной и общекультурной речи название «Русская православная церковь» воспринимается как естественное. Но, если внимательно посмотреть на историю именований, текстов и практик, становится видно: терминологическое склеивание христианства и «православия» — относительно поздний, идеологически мотивированный процесс. Он закрепился административно в XX веке, опираясь на более ранние тенденции XVII–XIX веков, и затушевал различие между дохристианским славянским Православием (Правь-славлением) и греко-христианским правоверием (ортодоксией).
Именовать Русскую церковь «православной» некорректно как минимум по следующим основаниям — административно-историческому, языково-историческому, религиоведческому и культурно-историческому.
1) Административно-историческое основание: название «Русская православная церковь» закреплено в 1943 году
В сентябре 1943 года И.В. Сталин разрешил восстановление патриаршества, определил рамки взаимодействия государства и церкви и фактически утвердил именование «Русская православная церковь» как официальное. До этого в юридико-канонических и исторических документах применялись иные самоназвания, отражающие византийско-греческое происхождение традиции: «Греко-кафолическая правоверная», «правоверная христианская», «греческая вера», «вера Христова» и т.п.
Таким образом, нынешнее наименование — продукт государственной нормировки середины XX века, а не «извечное» имя, и уже это требует осторожности при его оценке.
2) Языково-историческое основание: «православие» как поздняя фиксация и подмена термина
В летописных и богословских текстах X–XIV вв. преобладают формулы «правоверная (истинная) вера христианская», «греческая вера», «вера Христова». Слово «православие» в русской письменной традиции фиксируется значительно позже:
- Послание митрополита Фотия Псковского (ок. 1410–1417) — одно из ранних засвидетельствований формы «православие».
- Сочетание «православное христианство» появляется в Псковской первой летописи под 1450 годом.
Возникает вопрос: почему в течение почти пяти столетий христианские авторы не пользовались словом «православие»? Разумное объяснение — до реформ XVII века доминировал термин «правоверие» (калька с греческого orthodoksia в смысле «правильной веры»), а «православие» как формула «правильного славления» было периферийным, позднее — нормированным «сверху».
Показателен и спор вокруг «Слова о Законе и Благодати» митрополита Илариона (датируется 1037–1050). В современных изданиях встречаются замененные чтения: «каган» передается как «великий князь», «правоверие» — как «православие». Наличие таких «нормирующих» переводческих решений свидетельствует о более позднем стремлении подогнать древний массив источников под актуальную терминологию.
«О законѣ мѡѵсѣомъ данѣѣмъ, и ѡ благодѣти и истинѣ исоусомъ христъмъ бывшϊи. И како законъ ѿтиде, благодѣть же и истина всю землю исполни, и вѣра въ всѧ ꙗзыкы простресѧ и до нашего ꙗзыка роускаго, и похвала каганоу нашемоу влодимероу, ѿ негоже крещени быхомъ и молитва къ богѫ ѿ всеа зьмлѧ нашеа».
3) Реформационное основание: церковная реформа XVII века и склеивание «православия» с христианством
Патриарх Никон в XVII веке проводил масштабную унификацию богослужебной и книжной практики под греко-византийские образцы. Реформа сопровождалась:
- административным давлением на «раскольников»,
- переопределением терминологии,
- подменой и выравниванием обрядов.
В результате «Православие» как древнее славянское Правь-славление было де-юре вытеснено и де-факто подцеплено к христианству: стало «православным христианством», то есть христианской ортодоксией. Так символический капитал дохристианских праздников, терминов и образов был присвоен и переосмыслен в христианских рамках.
Показательно, что, несмотря на попытку полного слияния, термин «правоверие» продолжал жить. В Духовном регламенте Петра I (1721), а также в регламентах 1776 и 1856 годов говорится именно о «правоверии», а не о «православии», что фиксирует двоякость официальной языковой практики.
4) Религиоведческое основание: «Православие» как Правь-славление — иной религиозный смысл
В дохристианской славянской традиции «Православие» понималось как славление Прави — миротворящего, формирующего уровня мироустройства, в связке с Явью, Навью и Славью. Это не частная метафора, а мировоззренческая система: солнечная, ведическая, предковая.
С этой точки зрения «православные» — это правь-славящие, живущие по Правде, почитающие Богов и Предков, с культовыми циклами, укорененными в сезонности (Зеленые святки, Каляда, Купала, Покров, Масленица-Марёна, День Велеса, День Перуна, и др.).
Присвоение термина «православие» христианской церковью привело к смысловой коллизии: одно слово стало обозначать совершенно другую религию — греческую ортодоксию. Отсюда и внешний парадокс: запад продолжает называть эту традицию «ортодоксальной» (orthodox), а у нас закрепилось «православной», хотя изначально это слово не принадлежало христианству.
↓ Окончание ↓
Больше материалов в нашем Телеграм-канале.