Каждый раз в публикациях этой рубрики нахожу комментарии типа: «Спасибо. Открыл для себя...». Стало быть, продолжаем. Пожалуйста!
«Моя подруга Сибилл» (1967). Чудесная лёгкая комедия, где немцы из ГДР отстали от экскурсионного корабля, совершавшего тур по Чёрному морю, и догоняют его по Кавказу, постоянно оказываясь в плену гостеприимства советских людей.
«Не дразни комара» (1967). Досматриваю весь цикл весёлых итальянских мюзиклов с певицей Ритой Павоне, начатый в прошлом месяце. Это всё простые и наивные фильмы с незатейливым добрым юмором.
«Тайная церемония» (1968). Медленный фильм, где сразу всё зыбко (женщина скорбит на кладбище по своей давно умершей дочери и вдруг та появляется перед дней), а потом увязает в каких-то пугающих намёках и странных персонажах.
«Ангелы из 2000-го» (1968). Итальянский боевик с дикими вечеринками, юными бандитами, насилием и галлюцинациями, да можете и сами посмотреть:
«Мама вышла замуж» (1969). Человечный советский фильм, суть которого изложена в названии. Взрослый мамин сын никак не может принять, что теперь в их квартире живёт ещё один мужчина, и бесится до самых последних кадров.
«Семь минут до смерти» (1969). Итальянский закос под Бонда, смотрю их все. Достаточно живенький и стильный.
«Четвёртый» (1972). Советская притча о том, как неплохой человек постепенно через компромиссы превращается в подлеца. Он общается с давно умершими товарищами, разыгрывает разные эпизоды из своей жизни. Весьма артхаусно придумано, а актёрский состав гениален (Высоцкий, Кайдановский, Дуров, Шакуров, Джигарханян), так что забываешь об идеологической составляющей сценария.
«Сидящая мишень» (1972). Впечатляющий психотриллер. Темой и интонацией напомнил «Соломенных псов». Высокий уровень накала и ярости, и всё потому, что у героя, пока он сидел в тюрьме, жена забеременела. И вот он сбегает, чтобы завладеть деньгами и отомстить.
«Дьявол» (1972). Полфильма мало что понятно, изображается какой-то распадающийся обезумевший мир. С середины оформляется сюжет: польский джентльмен из 18 века ходит с опасной бритвой и режет людей. Это Жулавский в своей лучшей форме и этим практически всё сказано.
«Моргиана» (1972). Чехословацкая готическая сказка о двух сёстрах, где одна, тёмная и мрачная, притравливает другую (в исполнении той же актрисы), светлую, но олицетворяющую не добро, а скорее равнодушную красоту. От этого красавица знатно так галлюцинирует.
«Ирис в крови» (1972). Нормальное джалло без особых находок. Убийства красоток, сны и спутанные состояния сознания, все под подозрением, полицейские тупые...
«Трое на крюке для мяса» (1972). Несмотря на громкое название, медленный дешёвый слэшер про юного фермера, у которого, кажется, иногда срывает крышу, и он убивает девушек, а потом ничего этого не помнит. Но это не так. Местами всё до потешного плохо.
«Последнее танго в Загароле» (1973). Тяжеловесная итальянская секс-комедия от дуэта комиков Франко и Чиччо, которая подаётся как пародия на тревожный шедевр Бертолуччи, но не сильно похожая, хоть тут и есть шутка про масло.
«Фильм любви и анархии» (1973). Чистый душой анархист скрывается в публичном доме. Его план –устранить лидера фашистов Муссолини. Это самоубийственная миссия, после которой ему не жить. Но тут у него вспыхивает любовь к девице, она отвечает ему взаимностью и не хочет, чтобы молодой человек погубил себя ради политики. Есть над чем подумать. Понравился.
«Безумие (Признания некрофила)» (1974). Камерный и всё же жутковатый пересказ безумия Эда Гейна (ранее вдохновившего Хичкока на «Психо», а Тоба Хупера, причём в том же году, на «Техасскую резню бензопилой»). Хоть и с большой долей вымысла, а всяко интереснее только что вышедшего сериала «История Эда Гейна». Отдельно забавно, что фильм сделан в форме репортажа, где ведущий прямо входит в сцены и комментирует происходящее.
«Цветы порока» (1975). Артхаус с Деннисом Хоппером. Пьяные разговоры о бессмысленности жизни на фоне бесконечной декадентской вечеринки, зловещих народных карнавалов и таинственных убийств девушек-хиппи и других случайных персонажей.
«Бобби Джо и изгой» (1976). Меткий стрелок, считающий себя ковбоем, и девушка, считающая себя кантри-певицей, мчатся на угнанном авто. Перестрелки с полицией, погони, взрывы машин, ограбления банков и приём волшебных грибов входят в программу этого не самого толкового роуд-муви.
«Сальвадор» (1986). Циничный журналист едет в Сальвадор в разгар военных действий ради сенсационных фотографий, но постепенно всё больше проникается серьёзностью происходящего. Жестокий политический триллер, хотя некоторые начальные кадры выглядят точно как «Страх и ненависть в Лас-Вегасе».
«Дьявольская жизнь» (1991). Незаметная дурнушка встречает харизматичного демона, исполняющего её желания. Но притча не в этом: дальше демон становится смертным человеком и влюбляется. Сюжетные твисты небанальные, а юмор так себе.
«Похитители воды» (1992). В этой российской продукции с первых фраз ругают голливудское кино и заодно создатели пытаются сделать нечто «не хуже, чем у них»: динамичное, с восточными единоборствами, эротикой, шуточками, только всё очень неловкое. Про бандитов, рвущихся к власти.
«Мементо» (2000). Всем нравится Кристофер Нолан, кроме, наверное, меня. Вот и после этого прославленного кино, показывающего события в обратном порядке, про парня с проблемами памяти мне в итоге захотелось только сказать: «ну и что?»
«Проклятие» (2005). Японский хоррор в стиле найденного видео. Поначалу хаотично, но постепенно кристаллизуется сюжет с демоном. Не особо страшно, но достаточно странненько. Скорее понравился.
«Во власти женщины» (2007). Как всегда в сюжетах норвежского писателя Эрленда Лу мы встречаем набор смешных житейских ситуаций. На этот раз на любовной почве. Но, похоже, это лучше читать, чем смотреть.
«Впусти меня» (2008 и 2010). Шведский оригинал и голливудский ремейк сюжета, где школьник-изгой подружился с соседкой-вампиршей. Американцы рассказали более внятно, но без характерного чёрного юмора, зато ушли в мрачняк. Но и то, и другое больше для подростков.
«Понтипул» (2008). Камерный зомби-апокалипсис, о ходе которого мы узнаём по сообщениям, поступающим в эфир радиостанции, где и сосредоточено всё действие. Необычно, что зараза здесь передаётся посредством слов английского языка, и для ослабления катастрофы надо молчать или нести несуразицу. Занятная подача, но сюжет не сильно захватил.
«Север» (2009). Снова депрессивный скандинавский юмор от Эрленда Лу. От мужика ушла жена, и он отправляется в путешествие, встречает чудиков разных возрастов. Это кино получше.
«Охотники на троллей» (2010). Съёмочная группа телевидения натыкается на странного охотника, ходят и снимают его действия, и убеждаются, что норвежские леса и горы полны гигантских троллей, которых и убивает повстречавшийся им охотник. Их съёмки как бы и становятся фильмом, который мы смотрим. И это скорее чёрная комедия, чем ужасы. Класс.
«Звук моего голоса» (2011). Девушка говорит, что она из будущего и несёт мудрость, собирая вокруг себя кружок последователей. Пара документалистов устраиваются сюда, чтобы рвзоболачить эту аферистку и основательницу секты, но весь фильм мы находимся в неопределённости, что же именно происходит. По стилю напоминает сериал «ОА» от того же режиссёра.
«Студия звукозаписи „Берберян“» (2012). 70-е, английский специалист приезжает в Италию для озвучивания жестокого фильма ужасов. Все его коллеги странные, и действие неспешно развивается в атмосфере стильной нарастающей паранойи под музыку Broadcast. Весьма сюрреалистично.
«Группировка „Восток“» (2013). Только понял, что мне нравится стиль режиссёра Зала Батманглиджа («Звук моего голоса», «ОА»), как все его фильмы уже и закончились. Он ловко проходит по грани фантастики, конспирологии, сентиментальности и дезориентированности в реальности.
Тут у нас женщина-агент внедряется в анархистскую группу экологических террористов, наказывающих богачей за их преступления против природы и человечества, но по мере наблюдения всё больше эмоционально вовлекается в их деятельность и ритуалы...
«Вдалеке от людей» (2014). Французскому учителю в Алжире сказали доставить обвинённого в убийстве араба к месту казни. По пути они переживают немало совместных опасностей и в финале становятся друзьями, что было ясно уже по завязке. По Альберу Камю.
«Клятва» (2016). Крепкий исландский триллер с непростыми моральными вопросами. У главного героя, талантливого хирурга, дочь полюбила дилера, а он приобщает её к веществам. Отец решает похитить и припугнуть негодяя, но всё идёт не по плану: дилера пришлось убить, и вот полицейское расследование выходит на нашего хирурга...
«Песнь дьявола» (2016). Минималистичный хоррор, где герой и героиня вынуждены жить несколько месяцев в одном доме, потому что проводят сложный оккультный ритуал. Долгое время кажется, что всё это шарлатанство, но вдруг что-то начинает происходить: то ли магия работает, то ли у героини едет крыша.
«Сфера» (2016). Из рубрики «Читаем книгу – смотрим фильм». Экранизацию «Сферы» Эггерса разругали. И правда: актёры играют шаблонно и неестественно. Мне это показалось задумкой: роман-то ироничный, и герои так и ведут себя: шаблонно и неестественно. Скорее неплохо. Но, видимо, только для читавших.
«Хроники хищных городов» (2017). И вновь с нами рубрика «Читаем книгу – смотрим фильм».
Но здесь, на мой вкус, всё очень плохо. Полный набор пафосных шаблонов в каждом кадре.