Картина Джона Стэнхоупа «Любовь и дева» вот уже полтора века заставляет зрителей замирать, разгадывая её тайну и ищя в ней отражение собственных переживаний.
Картина «Любовь и дева» принадлежит кисти английского художника Джона Роддема Спенсера Стэнхоупа (1829–1908), одного из представителей прерафаэлитского круга. Его работы отличались яркой декоративностью, богатой символикой и обращением к мифологическим и библейским сюжетам. В этом произведении художник воплотил тему встречи человека и божественного воплощения любви.
Картина ярко отражает эстетические поиски второй волны прерафаэлитов и переход искусства к символизму.
На переднем плане картины изображена молодая девушка, которая возлежит на траве. Рядом с ней юноша с луком в руке. Вдали, среди деревьев, танцуют четыре девушки.
Что же хотел изобразить на своей картине художник?
Неясно, имела ли эта картина литературный подтекст или была исключительно плодом воображения художника. Но некоторые исследователи видят связь этой картины с сюжетом мифа о Психее и Амуре.
Эта версия вполне возможна. Ведь известно, что Стэнхоуп начал писать эту картину в Италии, где отголоски мифов встречаются на каждом шагу.
Давайте рассмотрим картину внимательнее.
Главная героиня картины расположена в левой части картины, и именно на нее первым падает взгляд зрителя.
Девушка одета в синюю тунику поверх розовой сорочки с белой блузой под ней. Интересно, что это цветовое сочетание похоже на традиционное сочетание, ассоциирующееся с Девой Марией: красная туника и синяя мантия.
А еще поза девушки напоминает картину Боттичелли "Венера и Марс".
Да и вообще, так и чувствуется, что эта картина, очевидно, написана под влиянием работ Боттичелли.
Посмотрите на группу в глубине сада - три девушки и юноша.
Не напоминают ли они танцующих граций на картине Боттичелли "Весна", которую художник, несомненно, изучал, будучи во Флоренции.
Да и ромашки вокруг девы Стэнхоуп "позаимствовал" с картины Боттичелли.
Крылатый юноша с луком в руках очень уж напоминает Амура.
И это подтверждает предположение, что в за основу художник взял миф о Психее и Амуре. Об их любви. И розы, как символ любви, говорят об этом.
Стэнхоуп мастерски использует декоративность полотна: плавные линии деревьев и цветущих кустов образуют орнаментальный фон, а насыщенные краски создают эффект почти сказочной реальности. Сочетание романтической чувственности и античной мифологии сближает работу с традициями ранних прерафаэлитов и эстетикой символизма.
Картина пронизана аллегориями. Розовые цветы вокруг Амура олицетворяют чувственную любовь, весну и пробуждение. Золотой лук — символ неизбежности удара стрелы, от которой не спрятаться. Контраст в одеждах героев подчёркивает различие между земным и божественным, между спокойствием и страстью.
Картина «Любовь и дева» Джона Роддема Спенсера Стэнхоупа была впервые показана публике в Лондоне, в Гросвенор-галерее в 1877 году. Эта галерея тогда только открылась и стала альтернативой академическим выставкам Королевской академии художеств. Её создатели стремились поддерживать более авангардных художников викторианской Англии — тех, кто шёл в стороне от академических канонов, в том числе прерафаэлитов и их последователей.
Несмотря на то, что эта работа сейчас считается шедевром Стэнхоупа, она получила мало внимания в современной прессе после выставки в галерее Гросвенор.
Да, критики отмечали, что это прекрасный, доведенный до совершенства дизайн, но в нем нет души. Писали, что картина "является лишь слабой имитацией старого мастера".
Для публики картина оказалась привлекательной прежде всего своей яркостью. Да и тема любви, противопоставленной девственной чистоте, находила отклик в викторианской культуре, где вопросы морали и чувственности обсуждались очень осторожно, через символический язык.
Долгое время картина находилась в частной коллекции во Франции. А в 2002 году полотно было приобретено Музеем изобразительных искусств Сан-Франциско, где ее можно увидеть и в настоящее время.