Найти в Дзене
Мосфильм. Золотая Коллекция

Марлен Хуциев: 7 художественных фильмов мастера. К 100-летию со дня рождения

Оглавление

4 октября исполняется 100 лет со дня рождения знаменитого режиссера, сценариста и педагога, народного артиста СССР Марлена Хуциева. В его фильмографии осталось 10 режиссерских работ в игровом кино, включая короткометражки и незавершенную ленту "Невечерняя", основой сюжета которой стал диалог Льва Николаевича Толстого и Антона Павловича Чехова.

Марлен Хуциев. Фото: gazeta.ru
Марлен Хуциев. Фото: gazeta.ru

Марлен Мартынович также работал в документалистике, за время творческой карьеры написал несколько сценариев для собственных картин и проектов коллег. Тридцать лет он преподавал во ВГИКе, а с 1987 по 2009 год возглавлял там кафедру режиссуры игрового кино, воспитав не одно поколение кинематографистов. Друзья, накануне знаменательной даты предлагаем вспомнить 7 художественных фильмов, снятых мастером.

Весна на Заречной улице (1956)

Кадр из кинофильма "Весна на Заречной улице", 1956 г., режиссеры Феликс Миронер, Марлен Хуциев, сценарист Феликс Миронер, композитор Борис Мокроусов (скриншот)
Кадр из кинофильма "Весна на Заречной улице", 1956 г., режиссеры Феликс Миронер, Марлен Хуциев, сценарист Феликс Миронер, композитор Борис Мокроусов (скриншот)
Марлен Хуциев о фильме и его колоризации: "Почему картина так долго живет? Потому что она просто говорит о живых чувствах, о том, что нормальному человеку близко, она очень демократична, в ней много юмора...
И я очень рад, что "Весна на Заречной улице" возвращается к зрителю в обновленном качестве. Как будто я сам, вместе с фильмом, возвращаюсь в нашу далекую молодость…"

Два Федора (1958)

Кадр из кинофильма "Два Федора", 1958 г., режиссер Марлен Хуциев, сценарист Валерий Савченко, композитор Юлий Мейтус (скриншот)
Кадр из кинофильма "Два Федора", 1958 г., режиссер Марлен Хуциев, сценарист Валерий Савченко, композитор Юлий Мейтус (скриншот)
Марлен Хуциев: "Я начинал ставить фильм "Два Федора", мне нужен был исполнитель главной роли; сценарий был славный, но несколько, как мне казалось, сентиментальный, и нужен был настоящий солдат. Среди актеров, которых я знал, мне такой не виделся. И вот вгиковцы назвали мне фамилию – Шукшин.
Кроме производственных сложностей, которые бывают во всякой картине, я не испытывал напряжения в работе, мы договорились сразу об общей позиции, и работа шла непринуждённо, как дружеский разговор, в котором собеседники хорошо и легко понимают друг друга".

Застава Ильича (1964)

Кадр из кинофильма Застава Ильича" ("Мне двадцать лет"), 1964 г., режиссер Марлен Хуциев, сценаристы Марлен Хуциев, Геннадий Шпаликов, композитор Николай Сидельников (скриншот)
Кадр из кинофильма Застава Ильича" ("Мне двадцать лет"), 1964 г., режиссер Марлен Хуциев, сценаристы Марлен Хуциев, Геннадий Шпаликов, композитор Николай Сидельников (скриншот)
Марлен Хуциев: "Поправок в фильме было много. Я уже устал что-то доказывать, переснимать. Ведь я не делал заплатки, а переснимал заново целые сцены.
Однажды я показывал Михаилу Ильичу Ромму свою картину "Застава Ильича". Мы вышли из просмотрового зала, Михаил Ильич закурил и надолго замолчал, а я стоял рядом с ним и нервничал: понравилось ему или нет? После долгой паузы он мне сказал одну фразу, которую я помню по сей день. Он сказал: "Марлен, Вы оправдали свою жизнь".

Июльский дождь (1966)

Кадр из кинофильма "Июльский дождь", 1966 г., режиссер Марлен Хуциев, сценаристы Анатолий Гребнев, Марлен Хуциев, композиторы Юрий Визбор, Евгений Клячкин, Булат Окуджава (скриншот)
Кадр из кинофильма "Июльский дождь", 1966 г., режиссер Марлен Хуциев, сценаристы Анатолий Гребнев, Марлен Хуциев, композиторы Юрий Визбор, Евгений Клячкин, Булат Окуджава (скриншот)
Марлен Хуциев: "Многие замыслы возникли еще в институте, буквально из ничего. Вышел как-то позвонить на переговорный пункт. Был май, все распускалось, пошел дождь. Я забежал в телефонную будку, и так возник замысел "Июльского дождя".
Сюжет фильма очень локален, но лента не только об отношениях двух людей – его и ее. Эти двое живут в конкретном времени, и фильм, наверное, о нем".

Был месяц май (1970)

Кадр из кинофильма "Был месяц май", 1970 г., режиссер Марлен Хуциев, сценарист Григорий Бакланов (скриншот)
Кадр из кинофильма "Был месяц май", 1970 г., режиссер Марлен Хуциев, сценарист Григорий Бакланов (скриншот)
Марлен Хуциев: "...Это история Бакланова (сценариста фильма. – Прим. ред.). Я как открыл этот рассказ, так и замер. Он начинался словами: "Был месяц май…". Я так и оставил их в начале фильма.
Во время съемок был туман, так жутко, как будто собрались души умерших."

Послесловие (1983)

Кадр из кинофильма "Послесловие", 1983 г., режиссер и сценарист Марлен Хуциев (скриншот)
Кадр из кинофильма "Послесловие", 1983 г., режиссер и сценарист Марлен Хуциев (скриншот)
Марлен Хуциев: "Просто у меня есть привычка снимать неизвестных актеров. Возможно, зрителю и не мешает шлейф ролей того или иного популярного артиста, а мне он только в тягость. Пожалуй, единственным исключением для меня стал фильм "Послесловие", где в роли главного героя выступил знаменитый Ростислав Плятт. И знаете почему? Мне просто показалось, что именно так я смогу привлечь внимание зрителя к картине, где все действие происходит в квартире.
Я хотел столкнуть в фильме двух людей. Дело вовсе не в том, что они – представители разных поколений, возрастов. Они стоят на различных жизненных позициях, вот что самое важное".

Бесконечность (1991)

Кадр из кинофильма "Бесконечность", 1991 г., режиссер и сценарист Марлен Хуциев, композитор Николай Каретников (скриншот)
Кадр из кинофильма "Бесконечность", 1991 г., режиссер и сценарист Марлен Хуциев, композитор Николай Каретников (скриншот)
Марлен Хуциев: "Бесконечность" тоже многие не поняли в начале девяностых. А я считаю, что финал, когда героев разводит река, – довольно мощная штука. Жалко, что картина производственно очень тяжело снималась. Бюджет урезали, деньги как раз менялись, вообще мутный был период. Поэтому мне не удалось до конца точно собрать картину.
Бессмертие и бесконечность того, что его окружает, стало опорой для героя в примирении своей конечности. Но со временем эту мысль доказывать стало в картине трудно. Хотя, если говорить о том, что такое жизнь и смерть, она именно этому посвящена…"

Друзья, пишите в комментариях, какие фильмы Марлена Хуциева вам особенно запомнились, и смотрите в день рождения мастера его знаменитые режиссерские работы – "Был месяц май", "Два Федора", "Июльский дождь" и "Послесловие". Ссылка на программу телеканала "Мосфильм. Золотая коллекция" здесь.

Читайте "Мосфильм. Золотая коллекция" в Telegram. Читайте и другие статьи:

Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромнаяркое найдется для каждого.