"Кино должно удивлять", – считал Александр Митта. И он умел удивлять, умел заинтересовывать зрителей, удерживать их у экранов, побуждая возвращаться к любимой киноистории еще много-много раз. 14 июля не стало великолепного кинорежиссера, сценариста, талантливого педагога, народного артиста РФ Александра Митты.
Александр Наумович родился 28 марта 1933 года в Москве.
Образование: архитектурный факультет МИСИ, режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма).
Избранная фильмография (режиссер): "Друг мой, Колька!..", "Без страха и упрека", "Звонят, откройте дверь", "Гори, гори, моя звезда", "Точка, точка, запятая…", "Москва, любовь моя", "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Экипаж", "Сказка странствий", "Шаг", "Затерянный в Сибири", "Граница. Таежный роман", "Раскаленная суббота", "Лебединый рай", "Шагал – Малевич".
Ушел из жизни 14 июля 2025 года, знаменитому режиссеру было 92 года.
Александр Митта родился в семье инженера автозавода имени Сталина Наума Рабиновича и Липы Каплан, секретаря парткома Наркомата рыбной промышленности. Когда маму арестовали, Саше было 4 года. Отца, ведущего специалиста, спас от ареста директор завода Иван Лихачев. Основные заботы о мальчике легли на плечи его старшей сестры Лены.
В начале войны Наум Рабинович был направлен в Миасс, где ему было поручено организовать строительство танкового завода. Сашу зачислили в детский дом, который эвакуировали в Саратовскую область. Там он прожил два года, до возвращения отца в Москву.
После отбывания десятилетнего срока в магаданских лагерях вернулась и Липа Каплан. Ей нельзя было проживать в столице, поэтому она уехала в Тульскую область к сестре, которая уже отбыла 5 лет в лагере и работала в больнице. Через два года после освобождения Липы Израилевны не стало. Саша тогда заканчивал школу. Известие о реабилитации матери он получил во время учебы во ВГИКе. Как и многие его сокурсники, включая Василия Шукшина, у которого был репрессирован отец.
По словам режиссера, свои школьные годы он провел в Московском городском доме пионеров, где занимался в нескольких творческих кружках, включая театральную студию. С самого детства Александр мечтал стать художником, до 7-го класса учился в Московской средней художественной школе (МСХШ), откуда его отчислили за увлечение творчеством Пикассо.
После окончания школы, он поступил на архитектурное отделение Московского инженерно-строительного института. "Мне очень четко запало в голову убеждение: если у тебя есть крепкое ремесло, это поможет в любой жизненной ситуации", – вспоминал Александр Наумович. Еще во время учебы он стал сотрудничать с юмористическими и детскими журналами, для которых рисовал карикатуры и придумывал темы.
Однажды заместитель главного редактора журнала "Крокодил" посоветовал ему взять псевдоним. "И я решил стать Миттой. По двум причинам. С одной стороны, Митта – это малоизвестная старинная еврейская фамилия, означающая древний гроб, этакие носилки... А с другой – это красивая чувашская фамилия. В строительном институте я учился с очень милой девушкой Нарсей Митта", – рассказывал в интервью режиссер.
Окончив в 1955 году МИСИ, Александр решил продолжить учебу и выбрал ВГИК. Он показал свои опубликованные карикатуры Михаилу Ромму. Знаменитому режиссеру рисунки понравились, он написал письмо в Министерство просвещения, и абитуриент в виде исключения получил разрешение сдать экзамены, не отработав положенные три года после окончания предыдущего вуза.
Митта успешно прошел вступительные испытания и попал в мастерскую Александра Довженко. По окончанию первого семестра педагог перевел его сразу на второй курс к своему коллеге Михаилу Ромму. "Это был великий случай в моей жизни, ибо, оказавшись в этом вузе, я понял, что совершенно случайно попал на свое место, в свой мир, а ведь вполне мог бы пролететь мимо", – признавался Александр Наумович.
Дебютом режиссера стала дипломная картина "Друг мой, Колька!..". Как правило, выпускникам ВГИКа выделялась пленка только для съемок короткометражного фильма. Александр Митта объединился с Алексеем Салтыковым, и оба получили право на полнометражную ленту. В мае 1961 года картину выпустили в прокат, где по итогам года она заняла 19 место, собрав у экранов 23,8 млн зрителей. В том же году работа дебютантов была отмечена призом на Международном кинофестивале в Лондоне.
"В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве, которым жизнь меня недокормила. Фильмы начал снимать детские – для детей, про детей", – говорил режиссер. В их числе картины "Без страха и упрека", "Звонят, откройте дверь" и ''Точка, точка, запятая…'', собравшая множество профессиональных наград, включая "Серебряный приз" Московского международного кинофестиваля и приз Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно.
Во время работы над картиной "Друг мой, Колька!.." начинающий режиссер продолжал сотрудничество с детскими издательствами, где познакомился с художницей Лилей Майоровой. Им предстояла совместная работа над книгой. Но, по словам Митты, книги не вышло, а вышли романтические отношения. Майорова ушла к нему от мужа, успешного журналиста-международника. Вскоре у пары родился сын Евгений, ныне художник, режиссер документального кино.
"Наша первая комнатка была рядом с гостиницей "Советская", в концертном зале которой первое время находился молодой "Современник". Вот "Современник" у нас и собирался. Заходили и ребята с "Таганки", многие другие", – вспоминал режиссер.
С некоторыми из них Митта встретился на съемочных площадках фильмов Марлена Хуциева – "Застава Ильича" и "Июльский дождь", где появился в качестве актера. Именно с того времени друзьями семьи стали Юрий Визбор и Евгения Уралова.
Вскоре на этих посиделках появился и Владимир Высоцкий. Александр Наумович вспоминал: "Практически познакомились с его самых первых песен. И так и дружили дальше". Фильм "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" задумывался Миттой для друга. По словам режиссера и других участников съемочного процесса, работали все с удовольствием, без разногласий. Хотя позже артист жалел, что в картину не вошли написанные им песни, а первоначальное название "Арап Петра Великого" было изменено.
В 2011 году Александру Наумовичу предложили снять фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой". Он начал работу над картиной, но вскоре почувствовал себя лишним на площадке и отказался от работы: "Потому что почти никто из них Высоцкого никогда не видел. И никто его не знал, включая и его сына Никиту. И была большая разница между тем, каким я представлял Высоцкого, и каким они его представляли".
Начиная с трагикомедии "Гори, гори, моя звезда" (1969) Митта стал выступать и в качестве сценариста, что позволяло ему более точно реализовать свои идеи. Режиссер сотрудничал со многими известными драматургами и киносценаристами, в числе его соавторов были Юрий Дунский и Валерий Фрид, Эдуард Володарский, Эдвард Радзинский, Зоя Кудря.
В фильмографии Александра Наумовича осталось 15 полнометражных художественных картин, не считая короткометражек и работ в документальном кино. Он блестяще проявил свой режиссерский талант в разных жанрах – от мелодрамы "Москва, любовь моя" до философской притчи "Сказка странствий". Митту по праву считают родоначальником жанра фильма-катастрофы в советском кино, хотя сам часто называл свою картину "Экипаж" (1979) сказкой.
Более тридцати лет Александр Наумович преподавал основы режиссерского и сценарного мастерства: читал лекции слушателям Высших курсах сценаристов и режиссеров, работал в киношколе Гамбургского университета, ездил с мастер-классами по всему миру, основал в Москве Киношколу Александра Митты. В 2011 году мастер поделился опытом в своей книге "Кино между адом и раем". "Я принадлежу к небольшому числу кинематографистов, которые преподают с большой радостью, я выкладываюсь, как на фильме", – говорил он.
Последней картиной режиссера стала биографическая драма "Шагал – Малевич" (2013). После ее выхода на экраны Александр Наумович признавался, что у него пока нет достойной идеи для новой работы: "И потом в кино еще важен и фактор молодости. Есть, конечно, режиссеры, которые возрасту неподвластны, но их единицы".
Друзья, уверены, что среди вас немало благодарных поклонников великолепного режиссера. Пишите в комментариях свои любимые фильмы Александра Митты и смотрите в ближайшие дни фильм "Без страха и упрека", одну из первых работ мастера. Ссылка на программу телеканала "Мосфильм. Золотая коллекция" здесь.
Читайте "Мосфильм. Золотая коллекция" в Telegram. Читайте и другие статьи:
Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромна – яркое найдется для каждого.