Найти в Дзене
Мосфильм. Золотая Коллекция

Александр Митта: несколько фактов из биографии и кинокарьеры

"Кино должно удивлять", – считал Александр Митта. И он умел удивлять, умел заинтересовывать зрителей, удерживать их у экранов, побуждая возвращаться к любимой киноистории еще много-много раз. 14 июля не стало великолепного кинорежиссера, сценариста, талантливого педагога, народного артиста РФ Александра Митты.

Александр Наумович родился 28 марта 1933 года в Москве.
Образование: архитектурный факультет МИСИ, режиссерский факультет ВГИКа (мастерская Михаила Ромма).
Избранная фильмография (режиссер): "Друг мой, Колька!..", "Без страха и упрека", "Звонят, откройте дверь", "Гори, гори, моя звезда", "Точка, точка, запятая…", "Москва, любовь моя", "Сказ про то, как царь Петр арапа женил", "Экипаж", "Сказка странствий", "Шаг", "Затерянный в Сибири", "Граница. Таежный роман", "Раскаленная суббота", "Лебединый рай", "Шагал – Малевич".
Ушел из жизни 14 июля 2025 года, знаменитому режиссеру было 92 года.
Александр Митта. Фото: mk.ru
Александр Митта. Фото: mk.ru

Александр Митта родился в семье инженера автозавода имени Сталина Наума Рабиновича и Липы Каплан, секретаря парткома Наркомата рыбной промышленности. Когда маму арестовали, Саше было 4 года. Отца, ведущего специалиста, спас от ареста директор завода Иван Лихачев. Основные заботы о мальчике легли на плечи его старшей сестры Лены.

В начале войны Наум Рабинович был направлен в Миасс, где ему было поручено организовать строительство танкового завода. Сашу зачислили в детский дом, который эвакуировали в Саратовскую область. Там он прожил два года, до возвращения отца в Москву.

Александр Митта с отцом, Наумом Яковлевичем Рабиновичем и старшей сестрой Еленой. Фото: uznayvse.ru
Александр Митта с отцом, Наумом Яковлевичем Рабиновичем и старшей сестрой Еленой. Фото: uznayvse.ru

После отбывания десятилетнего срока в магаданских лагерях вернулась и Липа Каплан. Ей нельзя было проживать в столице, поэтому она уехала в Тульскую область к сестре, которая уже отбыла 5 лет в лагере и работала в больнице. Через два года после освобождения Липы Израилевны не стало. Саша тогда заканчивал школу. Известие о реабилитации матери он получил во время учебы во ВГИКе. Как и многие его сокурсники, включая Василия Шукшина, у которого был репрессирован отец.

По словам режиссера, свои школьные годы он провел в Московском городском доме пионеров, где занимался в нескольких творческих кружках, включая театральную студию. С самого детства Александр мечтал стать художником, до 7-го класса учился в Московской средней художественной школе (МСХШ), откуда его отчислили за увлечение творчеством Пикассо.

Александр Митта с эскизами к фильму "Экипаж". Фото: vk.com
Александр Митта с эскизами к фильму "Экипаж". Фото: vk.com

После окончания школы, он поступил на архитектурное отделение Московского инженерно-строительного института. "Мне очень четко запало в голову убеждение: если у тебя есть крепкое ремесло, это поможет в любой жизненной ситуации", – вспоминал Александр Наумович. Еще во время учебы он стал сотрудничать с юмористическими и детскими журналами, для которых рисовал карикатуры и придумывал темы.

Однажды заместитель главного редактора журнала "Крокодил" посоветовал ему взять псевдоним. "И я решил стать Миттой. По двум причинам. С одной стороны, Митта – это малоизвестная старинная еврейская фамилия, означающая древний гроб, этакие носилки... А с другой – это красивая чувашская фамилия. В строительном институте я учился с очень милой девушкой Нарсей Митта", – рассказывал в интервью режиссер.

Режиссеры Александр Митта, Алексей Салтыков и оператор Виктор Масленников на съемках фильма "Друг мой, Колька!..". Фото: vk.com
Режиссеры Александр Митта, Алексей Салтыков и оператор Виктор Масленников на съемках фильма "Друг мой, Колька!..". Фото: vk.com

Окончив в 1955 году МИСИ, Александр решил продолжить учебу и выбрал ВГИК. Он показал свои опубликованные карикатуры Михаилу Ромму. Знаменитому режиссеру рисунки понравились, он написал письмо в Министерство просвещения, и абитуриент в виде исключения получил разрешение сдать экзамены, не отработав положенные три года после окончания предыдущего вуза.

Митта успешно прошел вступительные испытания и попал в мастерскую Александра Довженко. По окончанию первого семестра педагог перевел его сразу на второй курс к своему коллеге Михаилу Ромму. "Это был великий случай в моей жизни, ибо, оказавшись в этом вузе, я понял, что совершенно случайно попал на свое место, в свой мир, а ведь вполне мог бы пролететь мимо", – признавался Александр Наумович.

Александр Митта, Юрий Никулин и Татьяна Никулина на съемках фильма 'Точка, точка, запятая…''. Фото: ru.kinorium.com
Александр Митта, Юрий Никулин и Татьяна Никулина на съемках фильма 'Точка, точка, запятая…''. Фото: ru.kinorium.com

Дебютом режиссера стала дипломная картина "Друг мой, Колька!..". Как правило, выпускникам ВГИКа выделялась пленка только для съемок короткометражного фильма. Александр Митта объединился с Алексеем Салтыковым, и оба получили право на полнометражную ленту. В мае 1961 года картину выпустили в прокат, где по итогам года она заняла 19 место, собрав у экранов 23,8 млн зрителей. В том же году работа дебютантов была отмечена призом на Международном кинофестивале в Лондоне.

"В кино я, как и во всем, старался остаться в детстве, которым жизнь меня недокормила. Фильмы начал снимать детские – для детей, про детей", – говорил режиссер. В их числе картины "Без страха и упрека", "Звонят, откройте дверь" и ''Точка, точка, запятая…'', собравшая множество профессиональных наград, включая "Серебряный приз" Московского международного кинофестиваля и приз Международного кинофестиваля детских фильмов в Салерно.

Александр Митта и Лилия Майорова. Фото: kino-teatr.ru
Александр Митта и Лилия Майорова. Фото: kino-teatr.ru

Во время работы над картиной "Друг мой, Колька!.." начинающий режиссер продолжал сотрудничество с детскими издательствами, где познакомился с художницей Лилей Майоровой. Им предстояла совместная работа над книгой. Но, по словам Митты, книги не вышло, а вышли романтические отношения. Майорова ушла к нему от мужа, успешного журналиста-международника. Вскоре у пары родился сын Евгений, ныне художник, режиссер документального кино.

Евгения Уралова (Лена), Александр Митта (Владик) и Юрий Визбор (Алик). Кадр из кинофильма "Июльский дождь", 1966 г., режиссер Марлен Хуциев, сценаристы Анатолий Гребнев, Марлен Хуциев, композиторы Юрий Визбор, Евгений Клячкин, Булат Окуджава (скриншот)
Евгения Уралова (Лена), Александр Митта (Владик) и Юрий Визбор (Алик). Кадр из кинофильма "Июльский дождь", 1966 г., режиссер Марлен Хуциев, сценаристы Анатолий Гребнев, Марлен Хуциев, композиторы Юрий Визбор, Евгений Клячкин, Булат Окуджава (скриншот)

"Наша первая комнатка была рядом с гостиницей "Советская", в концертном зале которой первое время находился молодой "Современник". Вот "Современник" у нас и собирался. Заходили и ребята с "Таганки", многие другие", – вспоминал режиссер.

С некоторыми из них Митта встретился на съемочных площадках фильмов Марлена Хуциева"Застава Ильича" и "Июльский дождь", где появился в качестве актера. Именно с того времени друзьями семьи стали Юрий Визбор и Евгения Уралова.

Александр Митта и Владимир Высоцкий на съемках фильма "Сказ про то, как царь Петр арапа женил". Фото: kulturologia.ru
Александр Митта и Владимир Высоцкий на съемках фильма "Сказ про то, как царь Петр арапа женил". Фото: kulturologia.ru

Вскоре на этих посиделках появился и Владимир Высоцкий. Александр Наумович вспоминал: "Практически познакомились с его самых первых песен. И так и дружили дальше". Фильм "Сказ про то, как царь Петр арапа женил" задумывался Миттой для друга. По словам режиссера и других участников съемочного процесса, работали все с удовольствием, без разногласий. Хотя позже артист жалел, что в картину не вошли написанные им песни, а первоначальное название "Арап Петра Великого" было изменено.

В 2011 году Александру Наумовичу предложили снять фильм "Высоцкий. Спасибо, что живой". Он начал работу над картиной, но вскоре почувствовал себя лишним на площадке и отказался от работы: "Потому что почти никто из них Высоцкого никогда не видел. И никто его не знал, включая и его сына Никиту. И была большая разница между тем, каким я представлял Высоцкого, и каким они его представляли".

Анатолий Васильев (Ненароков) и Леонид Филатов (Скворцов). Кадр из кинофильма "Экипаж", 1979 г., режиссер Александр Митта, сценаристы Юлий Дунский, Александр Митта, Валерий Фрид, Борис Уриновский, композитор Альфред Шнитке (скриншот)
Анатолий Васильев (Ненароков) и Леонид Филатов (Скворцов). Кадр из кинофильма "Экипаж", 1979 г., режиссер Александр Митта, сценаристы Юлий Дунский, Александр Митта, Валерий Фрид, Борис Уриновский, композитор Альфред Шнитке (скриншот)

Начиная с трагикомедии "Гори, гори, моя звезда" (1969) Митта стал выступать и в качестве сценариста, что позволяло ему более точно реализовать свои идеи. Режиссер сотрудничал со многими известными драматургами и киносценаристами, в числе его соавторов были Юрий Дунский и Валерий Фрид, Эдуард Володарский, Эдвард Радзинский, Зоя Кудря.

В фильмографии Александра Наумовича осталось 15 полнометражных художественных картин, не считая короткометражек и работ в документальном кино. Он блестяще проявил свой режиссерский талант в разных жанрах – от мелодрамы "Москва, любовь моя" до философской притчи "Сказка странствий". Митту по праву считают родоначальником жанра фильма-катастрофы в советском кино, хотя сам часто называл свою картину "Экипаж" (1979) сказкой.

Комаки Курихара и Александр Митта на съемках фильма "Москва, любовь моя". Фото: aif.ru
Комаки Курихара и Александр Митта на съемках фильма "Москва, любовь моя". Фото: aif.ru

Более тридцати лет Александр Наумович преподавал основы режиссерского и сценарного мастерства: читал лекции слушателям Высших курсах сценаристов и режиссеров, работал в киношколе Гамбургского университета, ездил с мастер-классами по всему миру, основал в Москве Киношколу Александра Митты. В 2011 году мастер поделился опытом в своей книге "Кино между адом и раем". "Я принадлежу к небольшому числу кинематографистов, которые преподают с большой радостью, я выкладываюсь, как на фильме", – говорил он.

Александр Митта на съемках фильма "Шагал – Малевич". Фото: mk.ru
Александр Митта на съемках фильма "Шагал – Малевич". Фото: mk.ru

Последней картиной режиссера стала биографическая драма "Шагал – Малевич" (2013). После ее выхода на экраны Александр Наумович признавался, что у него пока нет достойной идеи для новой работы: "И потом в кино еще важен и фактор молодости. Есть, конечно, режиссеры, которые возрасту неподвластны, но их единицы".

Друзья, уверены, что среди вас немало благодарных поклонников великолепного режиссера. Пишите в комментариях свои любимые фильмы Александра Митты и смотрите в ближайшие дни фильм "Без страха и упрека", одну из первых работ мастера. Ссылка на программу телеканала "Мосфильм. Золотая коллекция" здесь.

Читайте "Мосфильм. Золотая коллекция" в Telegram. Читайте и другие статьи:

Спасибо за внимание, друзья! Подписывайтесь на канал, мы подготовили для вас много интересного. Коллекция "Мосфильма" огромнаяркое найдется для каждого.