Иногда кажется, что судьба выбирает человека задолго до того, как он сам что-то понимает. Людмила Савельева появилась на свет в январе 1942-го, в блокадном Ленинграде. На улице стоял тридцатиградусный мороз, дома отапливали печки, вода в трубах давно замёрзла. Мама завернула девочку в одеяльце и показала соседкам – бывшим оперным певицам, которые уже едва поднимались с постели. Одна из женщин достала из кармана гранатовое сердечко и подарила Люсе на память. «Пусть будет артисткой» – тихо сказала она.
Девочка, которая мечтала танцевать
Выжить было главным чудом тех лет. А потом оказалось, что у маленькой Люси есть ещё и талант. Она смотрела в зеркало и повторяла па, которые видела у балерин. Вскоре её привели в хореографический класс. Педагоги сразу отметили, она не просто пластична, она трудолюбива и упорна.
После окончания училища в 1962 году Савельева попала в Мариинский театр. Танцевала «Жизель» и «Спящую красавицу», выходила на сцену, которую мечтали покорить десятки девушек. Казалось, судьба решена. Но совсем скоро она сделает резкий вираж.
Как появилась та самая Наташа Ростова
Режиссёр Сергей Бондарчук долго искал актрису для главной роли в «Войне и мире». На кастингах перепробовали десятки красавиц, на роль пробовались и Анастасия Вертинская, и Наталья Фатеева, и Наталья Кустинская... Бондарчук был разочарован – не то.
Ассистентка обратила внимание на молодую балерину Савельеву. Бондарчук скептически отнёсся к такому выбору, ведь танцевать и играть – разные вещи. Но Люся вышла в костюме XIX века, заплакала в нужный момент, и вдруг все сомнения исчезли.
Она жила этой ролью, работала до изнеможения. Сцена, театр, съёмки – всё вперемешку. Савельева падала в обмороки , её уговаривали выбрать. Она выбрала кино.
«Война и мир» стал триумфом. Права купили более ста стран, картину обсуждали по всему миру. В Японии 1972 год объявили «годом Савельевой», там её называли «богиней красоты». Она представляла фильм в США и побывала на церемонии «Оскара». Когда вскрыли конверт и прозвучало название «War and Peace», зал аплодировал стоя.
Людмила снималась редко, но в фильмах, которые запоминались. «Подсолнухи» Витторио де Сики – особая страница. Итальянский режиссёр приехал в Москву лично, и отказать ему уже не смогли. Савельева сыграла женщину, чья судьба переплетается с итальянским солдатом. Её утончённая игра произвела впечатление на всю Европу.
Вслед за этим были «Бег», «Всадник без головы», «Анна Каренина». Всегда избирательность, всегда внимание к деталям.
Любовь и тени
На съёмках «Моего младшего брата» Людмила впервые обратила внимание на Александра Збруева. Позже судьба свела их вновь, уже в компании общих знакомых, потом они встретились на «Мосфильме». Он умел шутить, в его глазах играли смешинки, а она уже была влюблена.
Збруев ухаживал красиво. В канун Нового года он прислал ей корзину белой сирени из Грузии. В 1967-м родилась их дочь Наташа. Казалось бы, вот оно счастье.
Людмила перестала сниматься, решив себя посвятить воспитанию дочери. Збруев, напротив, стал больше сниматься и выходить на сцену, чтобы обеспечить семью.
Но счастье трудно удержать... В театре Александр сблизился с актрисой Еленой Шаниной, родилась вторая дочь Татьяна. Он помогал ей, не скрывал, но официально оставался в браке с Савельевой. На сплетни и шушуканье за спиной старались внимание не обращать.
Когда Людмилу спросили о второй семье мужа, она ответила коротко:
«У него одна семья. И дочь у нас одна – Наташа. Про других я ничего не знаю».
Судьба дочери
История их дочери Натальи оказалась непростой. Ей прочили актёрскую карьеру, но она снялась всего лишь в одном фильме «Если верить Лопотухину…». Первая влюблённость обернулась трагедией, и девушка замкнулась в себе. Ситуация усугубилась второй семьёй отца. Она попала в клинику, потом пыталась работать, обращалась к религии.
После пожара в её квартире она снова стала жить с родителями, работала на дому редактором. По слухам, вела некий собственный бизнес, но, судя по всему, со здоровьем у неё проблемы остались.
Савельева оберегает её от чужого любопытства и никогда не отвечает на вопросы о личной жизни дочери.
Людмиле Михайловне 83, последний раз она снималась в 2009 году в «Анне Карениной». Она ведёт уединённую жизнь, не жалует ток-шоу и редко появляется на публике.
Кажется, все прожитые годы она принимает без сожалений. Всё, что произошло, она называет чудом. А трудности – ерундой. В её глазах до сих пор живёт та самая искренность, которую когда-то полюбили зрители.
Мне кажется, иногда внешняя хрупкость может оказаться сильнее обстоятельств. Савельева пережила блокаду, отдала себя искусству, сумела сохранить семью, несмотря на сложности, и имя, которое стало известно миру…
Ваши лайки 👍 помогают развитию канала. Подписывайтесь, чтобы не пропустить новые публикации.
В связи с изменениями на Дзене в оплате поддержка автора приветствуется. Спасибо, что читаете и комментируете!♥️