Приветствую вас, уважаемые читатели блога «Палитра мира: духовные и исторические путешествия»!
Незаметно пришла холодная петербургская осень. Путешествовать становится сложнее, и всё чаще мы ищем новые впечатления прямо в городе. Хочу рассказать вам о месте, которое может показаться нетипичным для прогулки, но оно не менее интересно – туристу или жителю Санкт-Петербурга.
В прошедшие выходные мы отправились на экскурсию не просто в музей, а на легендарный ледокол «Красин». Я особенно люблю корабли-музеи: на их палубах на время становишься морским путешественником и погружаешься в живую историю.
Ранее в блоге я уже делилась впечатлениями о научно-исследовательском судне «Витязь» и подводной лодке в Калининграде. Ледокол «Красин» также входит в состав музея-заповедника «Музей Мирового океана» и знаменит тем, что стал первым в мире ледоколом, совершившим кругосветное путешествие.
Мы решили не ограничиваться самостоятельным осмотром и взяли экскурсию по основным локациям. Ровно в 16:00 наша группа отправилась в увлекательное путешествие по палубам и каютам корабля, знакомясь с его историей и легендарными подвигами. Приглашаю и вас отправиться вместе со мной в это путешествие во времени!
Освоение льдов и запуск первого арктического ледокола «Ермак»
В X-XII веках начинается освоение арктических льдов поморами (жители Беломорья) с помощью особых судов — кочей. Поморы создавали суда, способные справляться с непроходимыми льдами, наладили торговлю с иноземцами и открыли значительную часть русской Арктики.
Но именно первым серьезным и масштабным в мире ледоколом арктического класса был «Ермак». Если до этого времени ледоколы по большей части были речными или портовыми, то "Ермак" мог выходить в арктический бассейн, в северные моря и был достаточно мощным для плавания в этих местностях. Спущен на воду 17 (29) октября 1898 года в английском городе Ньюкасл. Назван в честь русского исследователя Сибири – Ермака Тимофеевича. Основные задачи – освобождение судов, застрявших во льдах Балтийского моря и морские экспедиции в Северный Ледовитый океан. В июне 1944 году ледокол был разоружён и возвращён Главному управлению Северного морского пути.
Немного истории ледокола «Красин»
В 1913 году российское Морское министерство заключило контракт с британской верфью Armstrong Whitworth в Ньюкасл-апон-Тайн. Корабль спроектировали как гиганта для своего времени: водоизмещение более 10 тысяч тонн, мощные паровые машины, корпус, усиленный под арктические льды.
Когда строительство завершилось (1917 год), в России уже шла революция. Ледокол, получивший имя «Святогор», фактически оказался в руках британцев, так как Россия не успела выкупить и забрать его в условиях войны и политического хаоса. После революции и гражданской войны советскому государству остро потребовался мощный ледокол для Севморпути и арктических экспедиций. В 1921 году советская сторона вела переговоры с Англией о возвращении «Святогора».
Сначала его использовали англичане, в частности, он даже служил буксиром в годы Первой мировой. Но к 1921 году Советский Союз выкупил ледокол и вернул в Россию. Сначала он снова назывался «Святогор», под этим именем ходил в Арктику и участвовал в освоении Севера.
Почему переименовали в «Красина»?
В 1927 году ледокол получил новое имя «Красин», в честь Леонида Борисовича Красина. Красин был не только революционером и дипломатом, но и инженером, одним из организаторов советской внешней торговли и промышленности. Он активно занимался вопросами освоения Севера и Арктики, поддерживал идею сильного ледокольного флота.
Переименование стало символическим жестом: корабль связывали с именем человека, который помогал «пробивать лёд» не только в прямом смысле, но и в международной политике – ведь именно при Красине удалось наладить контакты СССР с западными странами.
За свою долгую жизнь ледокол спасал экспедиции, в том числе участвовал в знаменитой операции по спасению итальянского дирижабля «Италия» под руководством Умберто Нобиле в 1928 году.
Во время Великой Отечественной он проводил караваны по Северному морскому пути и защищал союзные конвои. Сегодня «Красин» стоит в Санкт-Петербурге как музей и единственный сохранившийся ледокол начала ХХ века.
Катастрофа дирижабля «Италия»
В 1928 году итальянский полярный исследователь Умберто Нобиле отправился в Арктику на дирижабле «Италия». Экспедиция должна была пересечь Северный полюс, но при возвращении дирижабль попал в сильный шторм, ударился о лед и потерпел крушение.
Часть экипажа погибла, другие оказались на льдине посреди ледяного океана. Они сумели развернуть красный палаточный лагерь — он получил название «Красная палатка». Сигналы бедствия услышали во всём мире, началась международная спасательная операция.
Почему именно «Красин»?
СССР решил отправить на помощь «Красин» самый мощный и современный на тот момент ледокол. Его капитаном был опытнейший штурман Карл Еггерт, а экспедицию возглавил Отто Шмидт, будущий знаменитый полярный исследователь. Ледоколу пришлось пробиваться через многокилометровые торосы, густые туманы и непрерывный лёд. Это было крайне опасное плавание - корабль мог застрять или быть раздавленным льдами.
В июле 1928 года «Красин» достиг района катастрофы и первым делом нашёл несколько уцелевших участников экспедиции, которых льды отнесли далеко от основного лагеря. Их подняли на борт, оказали помощь, и это было первое настоящее спасение. Затем ледокол продолжил поиски и наконец нашёл сам лагерь «Красной палатки». Моряки «Красина» доставили истощённых и обмороженных полярников на борт. Среди них был и сам Умберто Нобиле.
В итоге ледокол спас 10 человек, а также нашёл тела нескольких погибших. Это стало одним из самых громких международных событий своего времени: газеты всего мира писали о советском корабле, который пришёл на помощь чужой экспедиции!
Небольшое путешествие по ледоколу
Представьте, что мы поднимаемся по трапу и оказываемся на его палубе. Здесь панорама на Неву, а внутри – деревянные панели и старинные навигационные приборы. Можно представить, как капитан вглядывается в ледяную пустоту Северного океана.
Кают-компания. Просторная, но строгая комната для офицеров. Длинный стол для приема пищи, карты на стенах, ощущение дисциплины и порядка. Здесь обсуждали маршруты и отдыхали.
Морские каюты. Узкие койки, маленькие шкафчики, почти спартанские условия. Жизнь моряков была тяжелой, но именно здесь рождалось братство полярных навигаторов.
Радиорубка. На стенах старые радиостанции и пульты. Именно отсюда в 1928 году шли сигналы в мир, когда «Красин» искал и спасал экспедицию Нобиле.
Общее впечатление
Экскурсия по ледоколу «Красин» стала для меня настоящим путешествием во времени. Каждое помещение – от радиорубки до капитанского мостика хранит дыхание истории, а рассказ о героическом спасении экспедиции Нобиле и арктических походах делает посещение ещё более захватывающим. Было удивительно ощутить атмосферу прошлого и представить, какие испытания приходилось преодолевать экипажу этого корабля-легенды.
Я искренне рекомендую каждому побывать на «Красине». Это не просто музей, а живая память о смелости и силе людей, покорявших ледяные просторы. Приходите, пройдитесь по его палубам, загляните в машинное отделение, вдохните запах моря и металла – и вы почувствуете, как история оживает прямо перед вами!