Найти в Дзене

Фрэнк Каупервуд: от финансового гения до эмоционального банкрота

“Он постоянно размышлял, размышлял без устали. Все на свете равно поражало его, ибо он не находил ответа на главный вопрос: что это за штука жизнь и как она устроена? Откуда взялись на свете люди? Каково их назначение? Кто положил всему начало? Мать рассказала ему легенду об Адаме и Еве, но он в нее не поверил”. Для того, чтобы лучше понять и разобрать такой феномен, как эмоциональное выгорание, я обращусь к произведению Т.Драйзера “Трилогия желания”, в которую входят романы: “Финансист”, “Титан” и “Стоик”. Вышеупомянутая трилогия рассказывает нам об успешном бизнесмене по имени Фрэнк Каупервуд, который всю свою жизнь посвятил зарабатыванию денег и наращиванию богатств. Его прототипом является бизнесмен Чарлз Йеркс. С более подробной информацией о нем можно ознакомиться по данной ссылке. Прежде чем писать роман, Теодор Драйзер подробно изучил его биографию, а также общался с прототипом своего будущего персонажа. Думается мне, это и является основной причиной того, что образ Фрэнка Кауп
“Он постоянно размышлял, размышлял без устали. Все на свете равно поражало его, ибо он не находил ответа на главный вопрос: что это за штука жизнь и как она устроена? Откуда взялись на свете люди? Каково их назначение? Кто положил всему начало? Мать рассказала ему легенду об Адаме и Еве, но он в нее не поверил”.

Для того, чтобы лучше понять и разобрать такой феномен, как эмоциональное выгорание, я обращусь к произведению Т.Драйзера “Трилогия желания”, в которую входят романы: “Финансист”, “Титан” и “Стоик”.

Вышеупомянутая трилогия рассказывает нам об успешном бизнесмене по имени Фрэнк Каупервуд, который всю свою жизнь посвятил зарабатыванию денег и наращиванию богатств. Его прототипом является бизнесмен Чарлз Йеркс. С более подробной информацией о нем можно ознакомиться по данной ссылке. Прежде чем писать роман, Теодор Драйзер подробно изучил его биографию, а также общался с прототипом своего будущего персонажа. Думается мне, это и является основной причиной того, что образ Фрэнка Каупервуда в романе прописан достаточно живо и реалистично.

Все три части трилогии уместили в себя жизнь бизнесмена от рождения до самой смерти, поэтому, мы можем наблюдать историю от самого ее начала до завершения, отследив все происходящие с персонажем метаморфозы.

На протяжении первых двух романов (“Финансист” и “Титан”) мы наблюдаем как Фрэнк Каупервуд методично и целенаправленно наращивал свое финансовое состояние, превращаясь в архимиллионера. На этом пути психологическое состояние Фрэнка было стабильно устойчивым. Объяснить я это могу тем, что Фрэнк искренне верил в идею богатства и силу денег. Именно эти вера и убежденность давали ему достаточно ресурса практически в течение всей жизни для того, чтобы много и усердно работать в одном направлении и становиться одним из самых успешных бизнесменов того времени.

На формирование его мировоззрения повлияла небольшая сцена, увиденная им в 10 лет. Будучи ребенком он стал невольным наблюдателем того, как омар съел маленькую и беззащитную каракатицу. Маленький Фрэнк сделал выводы, которые показались мне интересными:

“Так оно и должно было случиться, — мысленно произнес он. — Каракатице не хватало изворотливости”. Он попытался разобраться в случившемся. “Каракатица не могла убить омара, — у нее для этого не было никакого оружия. Омар мог убить каракатицу, — он прекрасно вооружен. Каракатице нечем было питаться, перед омаром была добыча — каракатица. К чему это должно было привести? Существовал ли другой исход? Нет, она была обречена”, — заключил он, уже подходя к дому”.

Данный случай произвел на Фрэнка неизгладимое впечатление, после чего его мысль стала развиваться дальше:

“В общих чертах он давал ответ на загадку, долго мучившую его: как устроена жизнь? Вот так все живое и существует — одно за счет другого. Омары пожирают каракатиц и других тварей. Кто пожирает омаров? Разумеется, человек. Да, конечно, вот она разгадка. Ну, а кто пожирает человека? — тотчас же спросил он себя. Неужели другие люди? Нет, дикие звери. Да еще индейцы и людоеды. Множество людей гибнет в море и от несчастных случаев. Он не был уверен в том, что и люди живут один за счет других, но они убивают друг друга, это он знал. Взять хотя бы войны, уличные побоища, погромы. Погром Фрэнк видел однажды собственными глазами. Он возвращался из школы, когда толпа напала на редакцию газеты «Паблик леджер». Отец объяснил ему, что послужило тому причиной. Страсти разгорелись из-за рабов. Да, да, конечно! Одни люди живут за счет других. Рабы — они ведь тоже люди. Из-за этого-то и царило в те времена такое возбуждение. Одни люди убивали других людей — чернокожих”.

На протяжении всех трех романов мы видим, что принимая то или иное решение в жизни или в бизнесе Фрэнк Каупервуд руководствуется принципом, что сильный подавляет слабого и подчиняет его своей воле.

Подобная позиция в совокупности с устойчивым типом нервной системы (предполагаю, что он был сангвиником) позволили Фрэнку преодолеть все мыслимые и немыслимые трудности на пути к своей главным целям - богатству и влиятельности. Даже пребывание в тюрьме не сломило его дух. Он буквально жил и дышал мыслью о том, что он сильный и выйдет победителем из любой жизненной ситуации.

Однако даже такие сильные и устойчивые люди рано или поздно начинают угасать и сдавать позиции, что мы как раз и видим в романе “Стоик”.

Если исходить из того, что эмоциональное выгорание начинается в момент, когда мы начинаем работать, то с Фрэнком Каупервудом стали происходить вполне закономерные вещи, а именно:

  1. В пожилом возрасте (ему было около 60 лет) мужчина стал постепенно терять интерес к бизнесу и своим делам. Когда он уехал в Лондон, то сначала был движим идеей построить там линию метро и стать влиятельным, как в Чикаго. Однако в какой-то момент Фрэнк вдруг осознает, что это начинание больше не цепляет его так, как более ранние проекты. Он даже приходит к мысли, что он начал проект в Лондоне только из-за вспыхнувшей любви к Беренис Флеминг (его самой последней любви). Если бы не она, вероятно Каупервуд остался бы в Америке и наслаждался нажитыми богатствами.
  2. Фрэнк стал намного чаще утомляться и чувствовать себя неспособным работать как прежде. Во многом это было связано с развивающейся у него болезнью почек, однако первые тревожные звоночки усталости стали появляться у него чуть раньше. Фрэнк Каупервуд постепенно стал обращать внимание на то, что не способен более подолгу работать и заниматься делами. Его болезнь обнаружилась позднее.
  3. Фрэнк Каупервуд стал смещать свой фокус внимания больше в сторону отдыха и более спокойного образа жизни, о чем свидетельствуют его рассуждения о тихой жизни и ее прелести во время путешествия с Беренис в Норвегию.
  4. Так как Фрэнк руководствовался принципом “Сила одерживает победу, слабость терпит поражение”, то он начал понимать неизбежность своего угасания и уход в более слабую позицию. Т.к. он мыслил и жил данной парадигмой, то такие мысли являлись для него достаточно болезненными, что эмоционально истощало его. Фрэнк до последнего старался поддерживать образ сильного и здорового мужчины перед прессой и общественностью. Он боялся своего угасания и слабости, и это доставляло ему определенные страдания. Болезнь и осознание своей слабости опустошали его и делали неспособным принять реальность.

Если мы обратимся к трехфакторной модели профессионального выгорания Водопьяновой, то увидим у Фрэнка Каупервуда наличие двух факторов, которые сигнализируют нам об его эмоциональном выгорании. Так, он был эмоционально истощен своей угасающей силой. И со временем стал подходить к делам более формально и “бездушно”, отчего мы можем сделать вывод о развивающейся деперсонализации. Впоследствии Каупервуд практически полностью утратил смысл своей деятельности. Признаков редукции профессиональных достижений у Фрэнка я не усмотрела. (Вероятно, это связано с тем, что роман я читала 2 года назад и уже не все помню).

Конечно, можно сказать, что Фрэнк постарел, поэтому его настигли вышеперечисленные процессы. Однако я считаю, что в его ситуации смешалась совокупность различных факторов, включая зрелый возраст. Все они коренным образом повлияли на то, как он прожил период окончания своего профессионального пути.

Несмотря на то, что Фрэнк Каупервуд был человеком несомненно умным и невероятно успешным, на протяжении всего своего жизненного пути он не претерпевал значительных внутренних трансформаций. В течение всего жизненного пути его взгляды на жизнь остались на том же уровне, что и у юного парня. Даже опыт привлечения к уголовной ответственности и отбывания наказания в тюрьме, не спровоцировали в нем каких-либо значительных осознаний и перемен. Преодолевая все новые и новые трудности, Фрэнк лишь становился сильнее и значительнее, успешно укрепляя свою психологическую броню. Не зря второй роман трилогии назван “Титан”. В этой книге мы видим, как молодой мужчина в расцвете сил с каждой схваткой в бизнес-среде все более набирал мощь, становился так называемым титаном и еще больше укоренялся в своей идее о том, что сильный “пожирает” слабого. В ходе путешествия по второй части Фрэнк Каупервуд буквально уничтожает своих более слабых оппонентов, расчищая себе дорогу к богатствам и влиянию.

Именно это, на мой взгляд, и привело его к эмоциональному истощению. Ведь его парадигма подразумевает, что сильный побеждает слабого, а значит рано или поздно должен был наступить тот момент, когда придет более сильное молодое поколение, среди которого найдется очередной Фрэнк Каупервуд и скинет своего предшественника с так называемого пьедестала. Маятник качнется, и наступит время других - более молодых и выносливых. Осознавать неизбежность прихода молодых бизнесменов Фрэнк стал лишь под конец жизни. И это осознание далось ему нелегко.

Одной из причин его унылого состояния в последние годы жизни могло стать и то, что Фрэнк так никогда и не был по-настоящему счастлив в семейной жизни. Фрэнк Каупервуд был два раза официально женат, и два его брака были несчастливыми. Мужчина практически все время пребывания в браках не осознавал ценность своих жен, поэтому находился в бесконечном поиске своего идеала, перебирая разных женщин, словно перчатки. Под конец жизни он встретил молодую девушку Беренис, которая казалось воплощала идеал его женщины, однако счастье Каупервуда длилось не долго. Ведь мужчина преклонных лет не мог дать молодой и красивой девушке того, что ей полагалось - брака и устойчивого общественного положения. Его неспособность ценить женщин и их любовь (вообще людей и их чувства) привели к тому, что его личная жизнь никогда полностью не удовлетворяла его, несмотря на обилие женщин в его постели. Поверхностные связи и огромное количество тел никогда не насыщали его натуру в полной мере, поэтому он бесконечно искал в женщинах какой-то едва уловимый для него смысл и нечто прекрасное.

Психологическая сила и устойчивость Фрэнка Каупервуда, с одной стороны - благо, с другой стороны - беда, которая лишала его жизнь эмоциональной глубины и подлинного смысла. Даже такой сильный человек, как он, без опоры в виде смысла и настоящей любви, провалится в состояние эмоционального выгорания. Это лишь вопрос времени.

“Зерно всякой жизненной перемены трудно постигнуть, ибо оно глубоко коренится в самом человеке”.