Найти в Дзене
SWISSAM International University

Мемы, интерактив и личные провалы: как спикеру вовлечь аудиторию. 8 приёмов от режиссёра и преподавателя сценической речи

Даже самая сильная идея теряется, если аудитория не чувствует связи с говорящим.
Узнали, как вовлечь слушателей с самого начала выступления (и не потерять их внимание в процессе) у Натальи Карпинской — режиссёра, педагога сценических практик с более чем 10-летним опытом и эксперта на курсе SWISSAM по навыкам публичных выступлений «Речь как спектакль». ________________________________________________________________________ Учитывайте интересы аудитории. Используйте примеры и материалы, которые им близки, чтобы они чувствовали: «это про меня». Ориентируйтесь на то, чем именно вы можете быть полезны и ценны для этой аудитории. Как это работает на практике:
"Как-то раз я вела лекцию для сотрудниц крупной школы искусств на тему структурирования речи и текста. Это не значит «имитировать» аудиторию. Если перед вами зумеры, не стоит пестрить «вайбиками» и «топчиками». Будьте собой, но делайте материал открытым и понятным — так, чтобы его можно было легко взять.
Избегайте перегрузки терм
Оглавление

Даже самая сильная идея теряется, если аудитория не чувствует связи с говорящим.

Узнали, как вовлечь слушателей с самого начала выступления (и не потерять их внимание в процессе) у
Натальи Карпинской — режиссёра, педагога сценических практик с более чем 10-летним опытом и эксперта на курсе SWISSAM по навыкам публичных выступлений «Речь как спектакль».

-2

________________________________________________________________________

Вот 8 приёмов, которые помогают включить слушателей в процесс:

1. Персонализируйте контент

Учитывайте интересы аудитории. Используйте примеры и материалы, которые им близки, чтобы они чувствовали: «это про меня». Ориентируйтесь на то, чем именно вы можете быть полезны и ценны для этой аудитории.

Как это работает на практике:

"Как-то раз я вела лекцию для сотрудниц крупной школы искусств на тему структурирования речи и текста.

  • Первое, что я сделала — вложила огромное количество сил в создание очень эстетичной, красивой презентации. Я понимала: люди работают с искусством и ценят визуал. И не прогадала: получила много восхищений и положительных откликов именно о презентации.
  • Также я изучила сам «продукт» и историю школы перед лекцией. Зачем: когда я объясняла, как структурировать текст, я использовала некоторые названия курсов и проектов школы. Аудитория оценила: они сразу смогли переложить знания на свою работу".

2. Говорите на языке аудитории

Это не значит «имитировать» аудиторию. Если перед вами зумеры, не стоит пестрить «вайбиками» и «топчиками». Будьте собой, но делайте материал открытым и понятным — так, чтобы его можно было легко взять.

Избегайте перегрузки терминологией. Если используете термины — поясняйте их ясно и доступно.

3. Создайте безопасное пространство

Вовлечённость рождается там, где есть ощущение диалога, а не монолога. Мне близка позиция исследователя: «Я ок — ты ок, мы вместе исследуем тему, наполняем её смыслами».

В театре есть правило: партнёр — высшая ценность на сцене. Сделайте аудиторию своим партнёром. В бизнесе и в личной жизни мы больше всего ценим крепкие партнёрские отношения — то же работает и здесь.

Как это работает на практике:

"Можно прямо в начале встречи или выступления проговорить:

  • «Коллеги — сегодня я буду обращаться к вам именно так — потому что предлагаю вам вместе со мной побыть исследователями. Будем вместе размышлять, обмениваться мыслями, делать упражнения и практики. Не стесняйтесь выражать мнение и свои идеи — любые имеют право быть».

Или можно задать вовлекающий вопрос:

  • «Бывало у вас такое, что вы выходите на сцену — и вдруг земля уходит из-под ног, руки дрожат и вы вообще не можете ни слова выдавить? С кем бывало, а кто уже научился с этим справляться? Да, расскажите. Давайте договоримся: сегодня мы с вами открыто обмениваемся мыслями. Не бойтесь говорить — от этого наша встреча будет только полезнее».

Важно показать, что вы — спикер, эксперт, лектор — тоже учитесь у слушателей, что их опыт ценен для вас".

4. Делайте контент интерактивным

  • Задавайте вопросы в зал. Например: «Почему мы теряемся в речи?».
  • Предлагайте простые действия. Какие тут могут быть действия:

💬 «Коллеги, поднимите руку кто сейчас волнуется? Я тоже волнуюсь — поэтому вместе с вами поднимаю руку».

💬 «Супер! Мы сейчас сделали эту практику. Столько материала освоили. Порефлексировали. Давайте похлопаем друг другу».

  • Вовлекайте в обсуждение. Я очень люблю рефлексию и обмен мнениями: «Что удалось? Над чем ещё стоит поработать? Что мы уносим с собой после встречи?»

Это не превращает встречу в хаос, если у вас есть структура и вы ведёте процесс. Наоборот — приглашает зрителя на физическом, телесном уровнях участвовать, а значит лучше вовлекаться и запоминать материал.

5. Структурируйте материал

Когда человек не чувствует целостности, когда он не понимает, куда его ведут, — он быстро отстраняется и теряет интерес.

6. Добавляйте лёгкость и юмор

Юмор снимает напряжение, сбивает лишний пафос и помогает установить контакт.

Отличный вариант — мемы (учитывайте контекст, аудиторию и уместность — важно, чтобы мем поняли).

  • Когда нужно рассказать о кейсах (ваших/компании):
-3
  • Презентация продукта / Результаты после обучения:
-4
  • Вовлекающий вопрос в начале. Например, «Кто чувствует себя так же перед согласованием бюджета?»
-5

7. Используйте сторителлинг

Истории структурируют выступление и удерживают внимание сильнее, чем сухие факты и цифры.

История запускает в организме «гормональный процесс»: дофамин (ожидание), окситоцин (эмпатия), кортизол (напряжение). Мы запоминаем эмоцию, а через неё — факт.

8. Делитесь личным опытом

Уязвимость и искренность располагают. Истории из собственного пути («я была застенчивым ребёнком, но театр и публичные выступления изменили мою речь и помогли раскрыть уверенность. Теперь с радостью делюсь знаниями сама») дают аудитории опору и вдохновляют: если получилось у вас — получится и у них.

Как это работает на практике:

Не важно — будет ли это история успеха или нет. Главное, чтобы она вызывала эмоцию, а не была набором сухих фактов и цифр.

Для примера — вот, как может звучать такая история во время выступления:

«Я росла в семье, где мой папа готовил самые вкусные блины — лучше мамы и бабушки. Это всегда было настоящее представление: он всегда готовил на двух сковородках, изящно и легко их переворачивая. Из этих теплых воспоминаний — о семье и наших посиделках за блинами — родилась идея моего проекта.

Все началось с маленькой блинной, которую я открыла в своем районе. Мы украсили ее семейными фотографиями — я с папой, мамой и блинами, конечно! Наш домашний «семейный” фастфуд начал привлекать местных: к нам приходили с детьми, часто брали навынос. Прошло 2 года, и сейчас мы расширяемся до сети».

__________________________________________________________________

Хотите научиться выступать уверенно и без страха? На курсе «Речь как спектакль» вы получите простые и работающие инструменты: как справляться с волнением, звучать ярко и убедительно, удерживать внимание аудитории от начала и до конца выступления. Вместо скучных лекций — практика, которая поможет свободно говорить перед любой аудиторией, отвечать на вопросы и импровизировать.

Курс проходит очно, в Санкт-Петербурге. Старт 11 ноября. Узнать подробнее о курсе: https://swissam.ru/performance