Век комика в кино, увы, не всегда долог и безоблачен. Лишь единицы, подобно несравненному Лесли Нильсену, умудряются оставаться на вершине славы, перешагнув 50-летний рубеж.
Для большинства же, после сорока, карьера начинает неумолимо катиться вниз. Кто-то находит в себе силы перестроиться, сменить амплуа, а кто-то растворяется в тени, довольствуясь эпизодическими ролями или вовсе покидает кинематограф, оставляя после себя лишь воспоминания о былой славе.
Сегодня мы поговорим об одном из таких "падших ангелов" комедии, человеке, которого когда-то прочили в преемники Эдди Мёрфи – Мартине Лоуренсе.
В определенный отрезок времени, Мартин Лоуренс действительно был суперзвездой, его гонорары взлетали до небес, а имя гремело на весь Голливуд. Его даже называли новым Эдди Мёрфи, хотя это прозвище и не прижилось. Сейчас, после триумфального возвращения "Плохих парней", Лоуренс вновь показался на горизонте, но сумеет ли он удержаться на плаву и обрести второе дыхание – большой вопрос. Многие связывают падение Лоуренса с его взрывным характером, с чередой скандалов, которые преследовали его на протяжении всей карьеры.
Взять, к примеру, случай, когда он попытался пронести оружие на борт самолета. Мартина быстро скрутили и приговорили к исправительным работам. В свое оправдание актер заявил, что не знал о запрете на провоз оружия на международных рейсах, полагая, что ограничение распространяется только на внутренние перелеты. Якобы, он опасался, что в случае опасности за границей не сможет защитить себя и окружающих, насмотревшись фильмов вроде "Пассажира 57". Наивный!
Или же арест за угрозы бывшей жене, перед носом которой он размахивал пистолетом, предлагая перестрелять сначала ее, а потом и всех ее "бесперспективных" родственников. После этого последовали штрафы и исправительные работы, но это не остановило Лоуренса. Через некоторое время он вновь начал размахивать оружием, на этот раз перед посетителями ночных клубов, которые, по его мнению, "забывали, с кем разговаривают".
На съемочной площадке Мартин тоже не отличался примерным поведением, хотя и не требовал, чтобы пространство вокруг него наполняли лепестками роз. Он попросту вел себя как капризная звезда, забывая о том, что он не Эдди Мёрфи, и градус его "эпичности" должен быть несколько ниже. В общем, несмотря на то, что на экране Лоуренс часто предстает в образе забавного и юморного парня, в жизни он мало похож на своих героев. Если нужно на кого-то наброситься, то Мартин всегда готов, а если нет, то у него всегда под рукой телохранители, которые с радостью сделают это за него. Получается, Мартин Лоуренс – это гремучая смесь хулигана, Рэмбо и суперзвезды.
От боксерского ринга до комедийной сцены
Изначально Мартин Лоуренс мечтал стать Майком Тайсоном, и у него неплохо получалось. Еще ребенком он часто дрался со всеми, кто попадался ему под руку, из-за чего проводил ночи в полицейских участках. По словам самого Мартина, он бы закончил свои дни в тюрьме, если бы его мать не вытаскивала его из-за решетки. Когда его устроили в секцию бокса, ситуация немного улучшилась: теперь он мог бить людей, не боясь быть арестованным. Он даже приблизился к одному из чемпионских титулов, но встретил чей-то кулак, и на этом его спортивная карьера закончилась.
Но жизнь не стоит на месте. Лоуренс стал комиком и начал смешить народ, сначала в местных забегаловках и шашлычных. Именно там его заметили и пригласили в один из известных комедийных клубов Нью-Йорка. Там на него обратил внимание голливудский агент, и он начал получать роли в кино. Во время съемок фильма "Бумеранг" он подружился с Эдди Мёрфи и понял, как должна вести себя настоящая звезда.
Его карьера в кино могла взлететь и раньше. В 1990 году он получил одну из главных ролей в фильме "Нью-Джек-Сити", который стал прорывным для Уэсли Снайпса и собрал в прокате 48 миллионов при бюджете в восемь. Но для Лоуренса этот фильм так и не стал трамплином. Перед самыми съемками он отказался от участия, якобы из-за слишком большого количества насилия и наркотиков. Лоуренс побоялся, что такое кино может помешать его карьере комика, и выбрал другие проекты, такие как "Домашняя вечеринка". Эти фильмы тоже были неплохими, но оценки зрителей и критиков были слишком низкими, чтобы они могли стать настоящим прорывом.
Триумф на телевидении и хулиганства за кулисами
В 1992 году у Лоуренса вышло собственное шоу "Мартин", которое пользовалось огромной популярностью. Актер стал зарабатывать миллионы долларов и, как это часто бывает, "эксцентричным". Его пригласили на передачу "Субботним вечером в прямом эфире", где он должен был шутить и вести себя в рамках приличий. Вместо этого Мартин вспомнил все плохие слова, которые знал, и шутил на темы, на которые ему запрещали шутить. Руководство канала было в ярости и запретило актеру приближаться к зданию телекомпании NBC на долгие годы.
В середине 90-х он решил покорить Голливуд, и тут на горизонте появились "Плохие парни". Изначально это был проект для Эдди Мёрфи и Уэсли Снайпса, но Мёрфи запросил себе весь бюджет, а со Снайпсом не смогли договориться по поводу гонорара. Тогда подписали Лоуренса, которому в пару хотели взять Арсенио Холла, но тот отказался, о чем впоследствии сильно жалел.
По рассказам Лоуренса, продюсеры дольше всего уговаривали Лоуренса Фишберна, но он тоже отказался. Возможно, виной тому была странная "фишка" Фишберна, который в 90-х отказывался от кассовых фильмов и предпочитал сниматься в заведомо провальных проектах. Тогда Лоуренс предложил рассмотреть кандидатуру Уилла Смита. Хотя у Смита тоже был популярный сериал, Лоуренс считался большей звездой, поэтому за "Плохих парней" он получил больше денег, чем Смит: 3 миллиона долларов против двух. Режиссеру Майклу Бэю пришлось работать бесплатно и даже использовать в кадре свою машину.
Позже Мартин пожалел, что назвал имя Уилла Смита. Актеры на площадке не ладили: Смит при любом удобном случае оскорблял Лоуренса и комментировал каждую его неудачу. Мартин даже жаловался режиссеру, требуя, чтобы на Смита как-нибудь повлияли. Но Бэй сказал, что ничего не может сделать, и предложил Лоуренсу отвечать Смиту взаимностью. В итоге на площадке было весело, особенно Бэю, который менял все диалоги в фильме и наполнял их ругательствами, которые актеры с радостью произносили, когда оскорбления относились к кому-то из них.
В прокате "Плохие парни" стали неожиданным хитом, моментально взвинтив гонорары Смита и Лоуренса. Фильм собрал 141 миллион при бюджете в 19. За фильм "Нечего терять" Лоуренс запросил уже 6 миллионов долларов, а Тим Роббинс снимался за два. Фильм хорошо показал себя в прокате, собрав 66 миллионов при бюджете в 25.
Звездная болезнь и падение
И где-то здесь случился самый известный отказ Мартина Лоуренса. Актер отказался от участия в фильме "Час пик". Долгое время считалось, что Лоуренс был занят, но в середине нулевых актер признался, что отказался из-за того, что создатели были "нищими" и не смогли заплатить ему столько денег, сколько он хотел. Тогда авторы обратили внимание на Криса Такера, и он стал большой звездой.
А у Лоуренса стала пробиваться звездная болезнь. Первым фильмом, где от его поведения страдала вся съемочная группа, стал "Тонкая грань между любовью и ненавистью", где актер еще и выступил в качестве режиссера. Именно на этот момент он впоследствии списывал свое поведение. От криков и проклятий актер даже упал в обморок прямо посреди съемочного процесса. После этого Лоуренс больше не садился в режиссерское кресло, утверждая, что это был слишком выматывающий опыт. Но этот опыт оказался удачным в кассовом плане: при бюджете 8 миллионов фильм собрал 36.
После этого Мартина все-таки настиг кассовый провал. Он связался с Эдди Мёрфи, когда тот стремительно терял свою популярность и проваливался с большинством своих фильмов. "Пожизненно" – один из таких фильмов. Такой серьезный кассовый провал списывают на взрослый возрастной рейтинг. Когда фильм только собирались снимать, предполагалось, что это будет легкая комедия, но актеры убедили студию в том, что тюрьма – это неувеселительное заведение, и нужно использовать ругательства и прочие ее атрибуты. Фильм обошелся в 80 миллионов, а собрал всего 73. Лоуренс за свое участие получил 8 миллионов.
Момент с рейтингом и провалом "Пожизненно", возможно, спас следующий фильм Мартина – "Бриллиантовый полицейский". Это кино, наоборот, изначально готовилось под взрослый рейтинг, но перед самыми съемками студия приказала переписать сценарий под подростковую версию. Для Лоуренса все закончилось большой удачей: "Бриллиантовый полицейский" собрал 117 миллионов при бюджете 36.
До конца нулевых ходили разговоры о продолжении фильма, даже написали пару сценариев, но какое-то время они не устраивали Мартина Лоуренса, а потом репутация Лоуренса испортилась настолько, что студию перестал устраивать Мартин Лоуренс.
В начале нулевых у Лоуренса случился еще один хит – "Дом большой мамочки". На съемках этого фильма Лоуренс потерял сознание и три дня находился в коме. Он бегал в своем костюме, чтобы лучше в нем освоиться. В один из особенно жарких дней он получил тепловой удар, в результате чего его без сознания доставили в больницу, где он несколько дней отдыхал. После этого в костюм ему встроили некое подобие кондиционера, но от пробежек он отказался.
На фоне подобного успеха Лоуренса "унесло в космос". У него засвистела фляга, сорвало крышу, в общем, случилась классическая звездная болезнь.
Апогей звездной болезни
На съемках своего следующего фильма "Что могло быть хуже", актер выкрутил режим "Примадонны" на максимум. Членам съемочной группы было запрещено смотреть на суперзвезду, даже продюсерам. Нужно было опускать глаза в пол, а в спину смотреть можно было. Актер мог сорвать съемки из-за того, что ему на завтрак принесли сыр не того цвета. Режиссер Сэм Уайзман уверял, что пресса раздула из мухи слона, просто талантливому актеру принесли не то, что он заказывал, и он немного расстроился.
Доставалось от Лоуренса и ассистенту, который ходил с хлопушкой. Перед съемкой одной из сцен он этой хлопушкой врезал актеру по лбу, вроде бы не специально. Лоуренс потребовал его немедленно уволить. Ассистента убрали, но не уволили, просто запретили ему попадаться Лоуренсу на глаза. После этого случая на всех фильмах актеров ввели правило, что все люди, которые могут каким-то образом взаимодействовать с Лоуренсом, должны поинтересоваться у суперзвезды, не против ли он, если они немного внедрятся в его личное пространство.
За этот фильм Мартин заработал 13 миллионов долларов. Фильм обошелся в 60, а в прокате смог собрать всего 38.
Лоуренс продолжал создавать проблемы и на съемках своего следующего фильма "Черный рыцарь", за которого он получил 16 миллионов. Режиссер Джил Джангера рассказывал, что Мартин постоянно опаздывал на съемки, из-за чего они превысили бюджет. Актер соглашался учить не более полутора страниц диалога в день. Как только полторы страницы заканчивались, он со своей свитой собирался и уезжал, и им приходилось придумывать, что делать в его отсутствии.
Один из продюсеров "Черного рыцаря" позже говорил, что когда примадонна приносит много денег, на все ее заскоки закрывают глаза и при необходимости могут целовать в зад. Но когда деньги заканчиваются, с подобной дивой никто работать не захочет. "Черный рыцарь" полностью провалился в прокате, собрав 39 миллионов при бюджете в 50. Над Мартином начали сгущаться тучи.
Возвращение "Плохих парней"
В 2003 году Лоуренс вернулся к "Плохим парням". Режиссером был Майкл Бэй, а рядом был Уилл Смит, который тоже успел стать суперзвездой, поэтому быть самым главным у Лоуренса шансов не было. Никаких пугающих историй со съемок этой картины нет. Вторые "Плохие парни" в прокате выступили не очень здорово, собрав 274 миллиона при бюджете в 130. Мартин Лоуренс получил 20 миллионов долларов.
Столько же он заработал и за следующий свой фильм "Национальная безопасность". Такой гонорар может показаться странным, но подписывался он на все эти фильмы за пару лет до этого, когда за его плечами были сплошные успехи. Фильм обошелся в 50 миллионов и собрал тоже 50 миллионов. Больше Лоуренс таких гонораров никогда не получал. Следом за "Безопасностью" провалился и спортивный фильм "Отскок", который стоил 33 миллиона, а собрать смог только 17.
Мартин заметил, что что-то идет не так, и бросился в детские фильмы. Спустя 6 лет после выхода первого фильма актер снялся и в продолжении "Дома большой мамочке". Фильм неплохо выступил в прокате, хотя и хуже первой части. Единственным настоящим успехом Лоуренса после 2006 можно назвать "Реальных кабанов". Они собрали 253 миллиона при бюджете в 60. "Добро пожаловать домой Роско Дженкинс" также провалилась, как и "Папина дочка".
К концу нулевых у актера еще посредственно выступила "Смерть на похоронах", а закрыл свою карьеру он с третьей частью "Большой мамочки" в 2011 году. Студия согласилась проспонсировать сценарий, немного срезав бюджет. При бюджете в 32 миллиона собрать смогли 83. Ленту завалили номинациями на антипремию "Золотая малина", и Лоуренс получил номинацию за худшую женскую роль, но заработать студии удалось. После этого он из кино ушел.
В середине нулевых он пытался вернуться с сериалами и шоу имени себя, но все закрыли после одного сезона из-за низких рейтингов. В это же время Мартин стал беднеть. Он избавлялся от дорогой недвижимости, которую набрал в те времена, когда был большой звездой. Он постоянно судился с разными женщинами, на которых был женат, и которые уверяли, что Лоуренс слишком мало тратит денег на своих детей.
И вот, в конце десятых, Лоуренс вернулся в кино. В 2020 году на экраны вернулись "Плохие парни". Лоуренс рассказывал, что ему пришлось несколько раз пересмотреть первые две части, чтобы вспомнить, как он там себя вел. Этот фильм стал самым кассовым фильмом 2020 года, собрав 426 миллионов при бюджете в 90. В эти дни в кинотеатрах идет четвертая часть, и у нее тоже все хорошо.
В общем, если бы не возвращение с "Плохими парнями", Мартин был бы классическим примером актера, у которого карьера закончилась из-за парада провалов и характера примадонны. Но у него нашлась франшиза, которую спустя 20 лет удалось перезапустить, и зритель вроде бы доволен тем, что он видит.