Юристы почти уверены в этом, указывая на контекст, в котором арбитражные суды рассматривают иск прокуратуры по сносу памятника, — только 2% россиян негативно высказываются об установке памятников Сталину…
На минувшей неделе (точнее 23 сентября) Четырнадцатый арбитражный апелляционный суд оставил в силе решение Арбитражного суда Вологодской области о признании по иску прокуратуры недействительным контракта об установке монумента с применением последствий недействительности сделки. В тот же день министерство культуры Вологодской области заявило о несогласии с решением суда. У сторон есть два месяца на его обжалование в кассационном порядке в Арбитражном суде Северо-Западного округа.
Министерство культуры области, реагируя на судебное решение, заявило в специальном релизе: «Будут приняты все меры правового характера для сохранения монумента на месте. Ни о каком демонтаже памятника речи не идёт».
Губернатор Вологодской области Георгий Филимонов на следующий день сделал репост своего же сообщения от 9 июля, в котором обещал, что памятник останется на своем месте после того, как с процедурой оформления документов «разберутся коллеги-юристы, которые считают, что нарушений не было».
Юристы, опрошенные «Ведомостями», практически уверены, что власти Вологодской области отстоят памятник вождю, для начала затянув кассационное рассмотрение.
«Сложившаяся судебная практика о сносе памятников, не обладающих статусом объектов культурного наследия, в качестве применения последствий недействительности сделки отсутствует ввиду редкости рассмотрения судами споров соответствующей категории. Полагаю, решение по делу о сносе памятника Сталину может стать показательным для подобных споров, которые могут возникнуть в будущем, даже если оно будет изменено в порядке кассационного рассмотрения», – заявила изданию юрист Enforce Law Company Ирина Фиц.
«Ведомости» отмечают, что на самом деле прокуратура оспаривает не правомерность самой установки памятника Сталину, а нарушения контрактного законодательства. В ходе разбирательства, памятник изготавливался в процессе исполнения контракта, а на момент проведения закупки его не существовало, в связи с чем выбранный заказчиком способ определения поставщика (закупка у единственного поставщика) не соответствует закону № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд». Кроме того, прокуратура, изучив рынок памятников, выяснила, что потенциально есть множество других поставщиков, готовых изготовить памятник Сталину за значительно меньшую стоимость – от 2,95 млн до 3,995 млн руб. Представитель ответчика в суде на это отвечал, что Ложеницына оказалась единственной, кто был готов изготовить изваяние вождя.
Она же, вернее всего, и окажется главной пострадавшей в этом деле, поскольку ей придётся вернуть 10,5 млн руб., уплаченных за изготовление памятника, который был открыт на территории музея «Вологодская ссылка» (соседнее с правительством Вологодской области здание, здесь будущий вождь жил во время ссылки в 1911–1912 годах) 21 декабря 2024 года. 11 июля вологодский арбитраж признал недействительным контракт об установке памятника Сталину.
Сам же памятник останется на месте, если деньги за его изготовление будут возвращены музею, а предприниматель Ложеницына, например, не будет настаивать, чтобы ей был возвращён не очень ликвидный «товар» в виде бронзового Иосифа Виссарионовича, а, например, решит подарить его музею. Что-то подсказывает – именно так всё и может произойти.
При этом настойчивость руководства региона в отстаивании право монумента на существование в центре города имеет своё объяснение. И это – далеко не только желание сохранить лицо, не отменяя собственное решение, что, конечно, чрезвычайно важно для команды губернатора Филимонова, позиционирующего себя как «идеологичного» руководителя.
Дело в том, что в стране реально есть запрос на возвращение символики сталинского времени – например, только 2% россиян негативно высказываются об установке памятников Сталину, следует из мониторинга исследовательского центра «Сидорин лаб».
Это прямое следствие формирования российской властью со второй половины «нулевых» годов нового «мифа основания» — исторического события, с которым нация связывает свое возникновение. Им стала идеология «народа-победителя». Основанием современного российского общества был объявлен победный май 1945 года. При этом великая победа была отделена от реального опыта ужасающей войны. Общество приняло эту пропагандистскую уловку в ситуации острого недостатка позитивных самоопределений у поколений, которые испытывали сильнейший комплекс неполноценности после распада СССР и провала демократических реформ.
И в одном только 2025 году, по подсчетам КПРФ, в России было установлено 13 памятников Сталину. В одной только Вологодской области стоят три памятника вождю – один в Вологде и ещё два – в Кадуе и Никольске.
Сам генералиссимус бы в такой ситуации только в очередной раз посмеялся бы над доверчивостью русского народа, как сделал это в своём знаменитом тосте на кремлёвском приёме 24 мая 1945 года…