Альбом «Мария» был записан летом 2003 года в здании ДК «Железнодорожник», где на втором этаже базировалась студия оркестра русских народных инструментов.
Автор: Соня Чехова.
Андрюшкин рассказывал: лето в ту пору выдалось настолько жарким, что воздух в этой студии обжигал дыхание. Дождя ждали с нетерпением. А когда все же дожидались, радостно расставляли по всей студии – ведра. И в них, по перекрытиям, через крышу, с третьего этажа на второй – капала вода. В песне «Солнышко» (в самом начале) слышно, как дождевые капли стучат по дну ведра. Идею записать этот звук пришла Сан Санычу прямо во время очередного «наводнения».
Желание творить у этих ребят оказалось настолько сильным, что даже экстремальные температурные условия не помешали выдать – на гора.
Из интервью Александра Андрюшкина: «Пятиоктавная маримба – мечта любого ксилофониста! Особенно такого, которому довелось поиграть на довольно жутких инструментах советских времен! Те инструменты зачастую изготавливались не всегда на музыкальных фабриках и не из самого лучшего сырья. Но Ленинградская фабрика делала более-менее сносные ксилофончики из светлого дерева, похожего на граб. Они, конечно, нуждались в доводке, умелых руках и тюнинге. Их нужно было подстраивать и подпиливать, придумывать какие-то резонаторы, пытаться сделать звук более глубоким и насыщенным.
Добыть маримбу Yamaha в те времена обычному советскому студенту, играющему на ленинградском ксилофоне, – это как найти клад, выиграть в спортлото или внезапно жениться на дочери Пола Маккартни. «Прилетел вдруг волшебник в голубом вертолете и на свадьбу маримбу вручил!»
Многие привыкли считать, что сибирский рок – суровая гаражная музыка. Непременно должно быть так, чтобы заложило уши и кровь пошла носом. Ни творчество Лукича, ни тем более проект Александра Андрюшкина ЛЕТУЧИЕ РЫБЫ не отвечают в этом смысле общепринятым клише. Здесь все совсем по-другому: и звук прозрачный, и аранжировки богатые по своему звучанию, и тексты добрые, даже порой сказочные. То ли особая духовная чуткость Димы и Сан Саныча, то ли стремление их все же отойти от сумасшедшего грязного звука – стали толчком к созданию такого проекта. Однако даже среди общей массы слушателей, не говоря уже о самих сибиряках, мало нашлось тех людей, которые смогли понять и принять этот музыкально-идейный эксперимент. Может быть, отчасти поэтому «Мария» не стал массово популярным альбомом, и даже сейчас выпускается довольно малым тиражом. Но уход от традиций – не всегда плохо, пускай и почти всегда – непопулярно.
Использование народных музыкальных инструментов (в первую очередь) в альбоме стало настоящим экспериментом. Помимо маримбы в записи звучит мандолина, которая придает особую атмосферу и даже переносит в эпоху романтического Средневековья, так как именно средневековую Италию – город Неаполь – считают родиной этого инструмента.
Особая способность Андрюшкина к мультиинструментализму позволила обыграть «сказочные» тексты Вадима Кузьмина. В результате, на мой взгляд, альбом стал воплощением любви, юности и романтики. Очень хорошо прослеживаются романтические мотивы в композициях «Смешное сердце», «Распахнутая любовь», «Берег надежды».
Александр Андрюшкин: «Лукич рассказывал, что название и идея песни «Мария» пришли ему во сне вместе с видениями Испанской войны… Вибрафон создавал подводные звуковые пейзажи, органчик отсылал в 60-е, булькающая перкуссия дополняла картину. Если внимательно в наушниках послушать этот альбом, можно очень много интересного там отыскать помимо голоса и слов – они, конечно, главные. Мы старались щедро поделиться тем, что любим сами, со всеми, кому это интересно. Очень надеемся, что нам это удалось» (из интервью).
Стоит отметить, что компиляция музыкальных предпочтений Лукича и Андрюшкина действительно удалась. Удивительным образом в альбоме произошел симбиоз неповторимого «лукичевского» стиля и «подводной музыки». При невероятно большом количестве используемых в записи альбома инструментов, в том числе – народных, не возникает ощущение «каши». Каждый звук, каждая нота – это продолжение общей гармонии, ее начало и конец. Для того, чтобы достичь такого эффекта необходимо обладать очень чутким слухом и правильным музыкальным воображением. Кроме того, что важно, в альбоме «Мария» присутствуют смысловая и звуковая концепции. Их можно рассматривать как по отдельности, так и вместе.
Объединяет эти две концепции идея романтизма. Народные инструменты, такие как маримба и мандолина, придают звучанию альбома ощущения легкости, парения в воздухе. Чистый, лиричный голос Вадима Кузьмина – голос юности, трепета и влюбленности. Тексты в совокупности с очень грамотно насыщенными аранжировками – это вечная песня романтика.
Как ни парадоксально, но очень многие считают, что название альбома напрямую связано (выдергивая из контекста и цитату Вадима Кузьмина, и рассматривая песню «Мария» отдельно от всего альбома) с Гражданской войной в Испании и, следовательно, пытаются придать самому альбому соответствующую смысловую нагрузку. На мой взгляд, так считать ошибочно.
Подводя итоги, хочется сказать, что даже при отсутствии массовой популярности, альбом «Мария» нельзя назвать проходным. Он выделяется своим экспериментальным звучанием. Его смело можно добавлять в творческую копилку и Черного Лукича и ЛЕТУЧИХ РЫБ. Не всегда то, что аудитория считывает как «хит», может быть оценено с точки зрения содержания и смысла. И наоборот. Этот альбом – тому подтверждение.
25 октября 2025 года в Новосибирске состоится КОНЦЕРТ Александра Андрюшкин и Умки (Ани Герасимовой). Сан Саныч исполнит песни Черного Лукича вместе с братьями-музыкантами из группы МОРСКИЕ ВОЛКИ. Билеты от 800 рублей смотрите ЗДЕСЬ.
Больше материалов читайте на канале «МАШБЮРО: сибирское сообщество рок-н-ролла». Мы ВКонтакте и в TГ-канале. Присоединяйтесь!
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: