Найти в Дзене
1520. Все о путешествиях

«Освей»: презентован российско-белорусский самолет для местных линий

Оглавление

В Минске впервые представили облик нового совместного проекта России и Белоруссии — лёгкого многоцелевого самолёта ЛМС-192 «Освей». Он родился как совместный ответ западным санкциям.

Фото: mlyn.by
Фото: mlyn.by

Макет самолета показали на международной выставке «Иннопром. Беларусь». Машина рассчитана на 19 пассажиров и должна прийти на смену хорошо знакомым в России чешским Let L-410 «Turbolet», которые десятилетиями эксплуатировались на местных отечественных авиалиниях, сообщает РИА Новости.

Почему «Освей»?

Название нового самолёта связано с географией. Освей — это живописное озеро в Витебской области Белоруссии, расположенное рядом с российской границей. Создатели решили таким образом подчёркнуть символику союзного проекта: по их замыслу, он объединяет российскую и белорусскую авиацию так же, как озеро соединяет две страны.

Озеро Освей, Верхнедвинский район Витебской области, Республика Беларусь.
Озеро Освей, Верхнедвинский район Витебской области, Республика Беларусь.

История «Освея» началась ещё в 2023 году, когда Россия и Белоруссия договорились о совместной разработке нового лёгкого турбовинтового самолёта. Спустя год партнёрство закрепили официально: в 2024-м страны подписали масштабную программу сотрудничества в авиастроении, а в апреле заключили и межправительственное соглашение о серийном выпуске машины, пишет ТАСС.

Документом прописали и конкретные обязательства. В Барановичах на ОАО «558 Авиационный ремонтный завод» будет размещен заказ на выпуск не менее 178 фюзеляжей и 89 самолетов до 2038 года. Вторая часть «освеев» будет производиться на Уральском заводе гражданской авиации (УЗГА).

Всего, согласно комплексной программе развития авиационной отрасли России, с 2027 по 2030 год планируется выпустить 158 таких самолетов.

Модель самолета "Освей". Фото: 558 Авиационный ремонтный завод, Барановичи, Белоруссия.
Модель самолета "Освей". Фото: 558 Авиационный ремонтный завод, Барановичи, Белоруссия.

Первый опытный образец должен появиться к 2026 году. Об этом сообщил глава Госкомвоенпрома Белоруссии Дмитрий Пантус. А российский министр промышленности и торговли Антон Алиханов уточнил: все технические параметры уже согласованы, и теперь остаётся дождаться финального одобрения Минска, чтобы перейти к рабочей конструкторской документации.

Щадящая себестоимость — ключевое требование

ЛМС-192 «Освей» рассчитан на перевозку до 19 пассажиров или 1,8 тонны груза. Самолёт будет оснащён российским турбовинтовым двигателем ВК-800 и винтом АВ-410, передает РИА Новости.

Let L-410 «Turbolet», предшественник "Освея". Фото: "Википедия"
Let L-410 «Turbolet», предшественник "Освея". Фото: "Википедия"

В отличие от L-410, «Освей» станет подкосным высокопланом с неубираемым шасси, что упростит эксплуатацию на аэродромах с ограниченной инфраструктурой. «Подкосный» - это когда у высокоплана крыло крепится к фюзеляжу (или даже к шасси) при помощи подкосов.

Кроме того, «Освей» получит современный авионический комплекс, разработанный концерном «Радиоэлектронные технологии».

Ключевые требования к воздушному судну – доступная стоимость летного часа и щадящая себестоимость самого самолета, уточняет белорусская газета «Транспортная безопасность».

«По причинам объективного характера и российской, и белорусской авиации сейчас логичнее сосредоточиться на авиакоммуникациях местного уровня», — пишет издание.

Зачем нужен новый самолет

Необходимость в замене L-410 назрела давно. Эти самолёты начали производить в Чехословакии ещё в конце 1960-х годов. С 1969 по 1991 год выпущено более 1100 машин, из которых 862 поставили в СССР.

CCCР, Новосибирск, середина 1980-х. L-410. Фото: aviaforum.ru
CCCР, Новосибирск, середина 1980-х. L-410. Фото: aviaforum.ru

К концу 1960-х годов в СССР назрела необходимость в небольшом ближнемагистральном пассажирском самолете нового поколения вместимостью до 10 человек, способного взлетать и приземляться на грунтовые аэродромы, писала Газета.ru. А поскольку ставка делалась на высокую экономичность, самолет должен был строиться с турбовинтовыми двигателями.

L-410 — эту модель называли рабочей лошадкой местных авиалиний в СССР, когда самолетом можно было добраться до нужного места, минуя Москву. Их активно использовали на региональных маршрутах, особенно в труднодоступных районах.

Посадка L-410 на заснеженную полосу. Фото: Википедия
Посадка L-410 на заснеженную полосу. Фото: Википедия

После распада СССР и СЭВ производство L-410 резко сократилось, а в России оставалось около 750 самолётов. В 2000-е выпуск продолжался на заводе Aircraft Industries, который в итоге полностью перешёл под контроль российской УГМК. С 2018 года сборка велась по лицензии на УЗГА в Екатеринбурге.

Однако в 2022 году после введения санкций поставки комплектующих из Чехии были прекращены, а вместе с ними и сборка L-410 в России. В таких обстоятельствах стал критически важным вопрос собственного производства подобной машины.

Производственный процесс на 558-м авиационном ремонтном заводе, Барановичи, Белоруссия. Фото: 558arp.by
Производственный процесс на 558-м авиационном ремонтном заводе, Барановичи, Белоруссия. Фото: 558arp.by

Именно поэтому «Освей» рассматривается как стратегический проект, обеспечивающий потребности местных и региональных перевозок в России и Белоруссии.

Учитывая высокий спрос на такие перевозки и отсутствие импортных альтернатив, у проекта «Освей» есть все шансы занять ключевое место в авиапарке союзных государств. А свой первый полет «Освей» должен совершить в 2026 году, сообщило белорусское агентство БЕЛТА.