Тревожные события на Ближнем Востоке набирают обороты. Организация Объединённых Наций уже признала действия Израиля по отношению к палестинцам геноцидом. Но, несмотря на это, израильтяне начали захват города Газы, из которого теперь массово перемещаются люди. Кроме того, совершена атака на независимое государство Катар.
О реакции арабских стран на ситуацию и становлении многополярного мира рассуждает политолог, публицист, общественный деятель Рами Аль-Шаер. По всем вопросам он излагает личное, субъективное мнение и освещает информацию, исходя из собственных данных.
«Огненный саммит»
– Рами, какими последствиями обернулась воздушная атака на столицу Катара 9 сентября?
– Израиль нанёс авиаудар по штаб-квартире ХАМАС, расположенной в одном из жилых комплексов Дохи, прямо во время встречи, на которой обсуждалось предложение президента США о прекращении огня в секторе Газа. Буквально за несколько секунд 15 истребителей сбросили на здание, где шли переговоры, несколько бомб. Операцию назвали «Огненный саммит». Видео из Дохи с поднимающимся столбом дыма после ракетного удара облетело весь мир.
Израиль заявил, что его главной целью был глава ХАМАСа в секторе Газа Халиль аль-Хайя. Однако он остался жив. Погибли сын Халиля – Хамам, руководитель аппарата Халиля – Джихад Лабад, три технических сотрудника делегации ХАМАС и представитель службы безопасности Катара.
Катар решительно осудил израильский удар, назвав его преступным нападением, угрожающим безопасности жителей страны.
– Какова реакция России и других стран?
– Этот шаг Израиля вызвал широкое осуждение. Генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш назвал его «вопиющим нарушением суверенитета и территориальной целостности Катара».
В заявлении МИД России сказано, что «Россия расценивает случившееся как грубое нарушение международного права и Устава ООН, как шаг, ведущий к дальнейшей эскалации и дестабилизации обстановки на Ближнем Востоке. Подобные методы борьбы с теми, кого в Израиле считают своими врагами, заслуживают самого решительного осуждения». Москва в очередной раз призвала все вовлечённые в конфликт стороны избегать действий, способных усложнить политическое урегулирование палестино-израильского конфликта.
С аналогичными тезисами выступили высокие представители Кыргызстана, Казахстана, Узбекистана, Объединённых Арабских Эмиратов и других стран. Министерство иностранных дел Турции назвало израильскую атаку «доказательством стратегии государственного терроризма». Авиаудар Израиля осудил даже Евросоюз. С заявлениями о нарушении международного права и риске дальнейшей эскалации насилия выступили министерства иностранных дел Германии и Испании. Президент Франции заявил, что удары Израиля по Дохе «неприемлемы независимо от мотивов», а премьер-министр Великобритании призвал к немедленному прекращению огня, освобождению заложников и масштабному увеличению объёма гуманитарной помощи в Газе.
В ответ на «беспредел»
– В мире не раз случались события, которые приводили к смерти десятков, а то и сотен людей. Почему же точечный удар, в результате которого погибли шесть человек, вызвал такую бурю возмущения?
– Во-первых, это была атака на стороннее независимое ближневосточное государство. Такие действия способны вызвать дестабилизацию во всём регионе и бедствия огромного масштаба. Ближний Восток уже много лет представляет собой фитиль, к которому достаточно поднести спичку, чтобы он вспыхнул. Это очень опасно. Премьер-министр Катара уже заявил, что его страна консультируется с дружественными государствами и готовит ответные меры.
Во-вторых, Катар традиционно выступает посредником на переговорах о прекращении огня между Израилем и ХАМАС и освобождении заложников. Именно поэтому в Дохе размещается политбюро ХАМАС. Случившееся, что подчёркивается в официальном заявлении МИД России, «нельзя воспринимать иначе как акцию, нацеленную на подрыв международных усилий по поиску мирных развязок». Представьте, что будет на планете, если начнут бомбить посредников в мирных переговорах?!
В-третьих, сегодня мы живем в мире, где ничего невозможно скрыть. Ультраправое правительство Биньямина Нетаньяху подставляет собственный народ. Пять лет назад были подписаны первые «соглашения Авраама», когда Израиль под эгидой США заключил с ОАЭ и Бахрейном договоренности об установлении дипломатических отношений. Затем последовала серия аналогичных договоров с некоторыми другими странами арабского мира. Теперь же участники саммита Лиги арабских государств (ЛАГ) и Организации исламского сотрудничества (ОИС), который завершился 15 сентября в Дохе, обвинили еврейское государство в разрушении достижений арабо-израильской оттепели и призвали пересмотреть дипломатические и экономические отношения с Израилем.
– На Ближнем Востоке обсуждают идею создания «арабского НАТО» в ответ на агрессию Израиля. Что это такое и как вы к этому относитесь?
– Вопрос о формировании военного альянса арабских и исламских государств стал естественной реакцией на «беспредел» Израиля, фактически подтолкнувшего страны Ближнего Востока к объединению перед лицом этого вызова. Так, сразу после ударов по Дохе Иордания и Саудовская Аравия заявили, что готовы задействовать все свои возможности для поддержки Катара. Затем лидеры стран – членов ЛАГ и ОИС назвали израильские удары 9 сентября «агрессией против всех арабских и исламских государств». А некоторые участники саммита выступили за создание регионального военного блока для отпора Израилю.
Особый интерес вызвало выдвинутое незадолго до саммита руководством Египта предложение о создании «арабского НАТО», то есть формирования на базе ЛАГ международного военного блока. На саммите в Дохе провели экстренную встречу Совета сотрудничества арабских государств Персидского залива, где приняли решение «активировать совместные защитные механизмы и потенциал сдерживания стран Персидского залива».
Однако вышеупомянутые шаги не следует связывать только с нападением на Катар. Скорее, это результат долгих лет исторического партнёрства и общего видения будущего региона. Соглашения о взаимной обороне вообще не принимаются внезапно, ибо подобные документы ставят знак равенства между нападением на одну сторону и нападением на все стороны одновременно.
При этом будет нелишним напомнить, что Россия не стремится к выстраиванию альянсов. Она стремится к восстановлению статуса ООН, добиваясь уважения устава, резолюций и институтов всемирной организации.
«Колесница Гидеона»
– Авиаудар по Дохе нанесли во время встречи, на которой обсуждались возможности прекращения огня в секторе Газа. Перемирия больше не будет?
– О каком перемирии можно говорить, если спустя всего неделю после удара по Дохе Израиль начал наземную операции по захвату города Газы, население которого до обострения конфликта приближалось, по официальным данным, к 600 тыс. человек!
В ночь на 16 сентября израильтяне нанесли порядка 150 воздушных и артиллерийских ударов близ Газы, разрушив дома в палаточных лагерях для беженцев, затем начали продвижение вглубь города. Практически сразу обстреляли детскую больницу аль-Рантиси. По данным минздрава Газы, половине из 80 её пациентов удалось покинуть здание, но остальные, в том числе четверо детей в отделении интенсивной терапии и восемь недоношенных младенцев, остались.
Официальный представитель ЦАХАЛ Эфи Дефрин заявил: потребуется несколько месяцев, чтобы занять Газу, и ещё несколько месяцев уйдет на её «зачистку». Министр обороны Израиля Исраэль Кац пообещал, что армия «не ослабит хватку и не отступит» до тех пор, пока все задачи, поставленные правительством Нетаньяху, не будут решены.
– Что это за задачи и могут ли они быть достигнуты?
– Целью решающей фазы операции «Колесница Гидеона» объявлено полное уничтожение ХАМАС, включая устранение действующего лидера вооруженного крыла группировки Изз ад-Дина аль-Хаддада. Однако есть мнение, что истинный мотив наступления – сохранить Израиль в состоянии войны, чтобы предотвратить досрочные выборы. А ещё сделать город Газу непригодным для проживания, чтобы палестинцы его окончательно покинули.
Как сообщают еврейские СМИ, 17 сентября министр финансов Израиля Бецалель Смотрич назвал Газу «золотым дном в сфере недвижимости». Выступая на конференции в Тель-Авиве, он сказал, что «снос, первый этап обновления города, мы уже осуществили. Теперь нам просто нужно строить». Это к тому, чтобы превратить сектор Газа в курорт. Такая идея ранее обсуждалась вместе с американцами.
Кстати, ввод войск в Газу совпал с визитом в Израиль госсекретаря США Марко Рубио. Есть мнение, что администрация США выдала израильскому правительству карт-бланш на действия в городе Газе, однако пожелала, чтобы эта операция была реализована максимально быстро, и заявила, что Нетаньяху будет один нести ответственность за всё, что произойдет дальше.
Прекратить геноцид
– А происходит очередная гуманитарная катастрофа... В чём она выражается?
– Организация Объединённых Наций выразила серьёзную обеспокоенность в связи с тем, что на севере Газы заканчиваются запасы продовольствия. Их пополнение становится всё более сложной задачей. Люди вынуждены массово перебираться на другие перенаселённые территории разрушенной Палестины. По оценкам ООН, только за 48 часов с момента начала операции город Газу покинули порядка 50 тыс. жителей, а за последний месяц – 238 тысяч.
Комиссия ООН по правам человека 16 сентября опубликовала доклад, в котором сделан чёткий вывод о том, что Израиль совершает в Газе геноцид, то есть действия с намерением уничтожить, полностью или частично, национальную, этническую или религиозную группу. Геноцид признан преступлением против человечности. Независимая международная комиссия ООН по расследованию событий на оккупированной палестинской территории призвала Израиль, в соответствии с международным правом, прекратить геноцид и наказать виновных.
В январе 2024 года международный суд ООН уже выносил промежуточное постановление по иску Южно-Африканской Республики против Израиля о возможном геноциде в секторе Газа. Но израильское правительство проигнорировало его решение. Если на тот момент, по данным минздрава Палестины, в секторе Газа и на Западном берегу реки Иордан погибли свыше 26 тыс. палестинцев и около 70 тыс. получили ранения, то теперь число погибших достигло 65 тыс. и ещё 160 тыс. ранены.
«Право, а не награда»
– «Краеугольным камнем» для разрешения ситуации вы считаете создание независимого Палестинского государства. Сдвигается ли что-то в этом направлении?
– Подвижки очень серьёзные. Генассамблея ООН 12 сентября одобрила резолюцию, предусматривающую урегулирование палестино-израильского конфликта по принципу «два государства для двух народов». За её принятие проголосовали 142 страны. Десять, включая Израиль и США, проголосовали против, и двенадцать воздержались.
Всё больше стран признаёт независимое государство Палестина. В сентябре в этом вопросе случился настоящий прорыв: государственность Палестины признали три страны G7 – «Большой семёрки»: Великобритания, Канада и Франция. К ним присоединились Австралия, Португалия, Бельгия, Мальта, а также несколько «карликовых» европейских стран: Андорра, Монако, Сан-Марино и Люксембург. В прошлом году о признании Палестины заявили Испания, Ирландия и Норвегия. Эти решения во многом обусловлены давлением общества на политиков. Таким образом, на сегодняшний день независимость и суверенность Палестины признаёт уже 157 государств.
Кроме того, два месяца назад в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке прошла международная конференция по мирному урегулированию палестинского вопроса, организованная совместно Францией и Саудовской Аравией. С заявлениями выступили более сотни делегаций. Генсек ООН заявил, что конфликт достиг критической точки и призвал к смелым политическим действиям для продвижения решения о двух государствах. Он подчеркнул: «Для палестинцев государственность – это право, а не награда».
– 15 октября в Москве состоится первый российско-арабский саммит с участием стран Лиги арабских государств. Чего вы от него ждёте?
– Конструктивного обсуждения будущего ближневосточного региона, критически важного для России, особенно в рамках стратегии её разворота на Восток. Дальнейшего упрочения взаимовыгодного многопланового сотрудничества между арабскими странами и РФ, обоюдной координации в вопросах безопасности каждой из сторон. Текущая геополитическая ситуация делает такие прямые встречи без посредников особенно актуальными. На них можно разъяснить позиции каждой стороны, что крайне необходимо для успешного противостояния современным вызовам. Фактически предстоящий саммит – это ещё один шаг к становлению многополярного мира.
При этом сделаю акцент на то, что Москва никоим образом не ставит своей целью оказать какое-либо влияние на арабские государства и их политику, исходя из того, что это их внутренний суверенный вопрос, а их позицию следует уважать.
Сила искусства
– Наконец, не могу обойти стороной самое нашумевшее культурное событие сентября – «Интервидение». К становлению многополярного мира подключилось искусство?
– Этот грандиозный музыкальный конкурс возрождён в очень правильное время. Заметьте: на нём были представлены страны, в которых проживает порядка 90% населения планеты. Мне не сказать лучше слов, прозвучавших в приветствиях к участникам и зрителям конкурса Президента России и министра иностранных дел РФ.
«Современный мир стремительно меняется. В нём формируется огромный запрос на справедливость, на широкий и равный доступ к плодам социально-экономического и культурного прогресса. Народы имеют право на свободное развитие, на сбережение своей идентичности. Люди стремятся к общению, хотят лучше узнать и понять культуру других стран. «Интервидение» – это музыкальное событие, которое в полной мере отвечает этому запросу, – сказал Владимир Путин. – Россия всегда была и остаётся страной, открытой для общения и созидательного сотрудничества».
От себя же хотел бы акцентировать внимание на нескольких моментах. Для меня стала символичной победа вьетнамского артиста, ведь в своё время Вьетнам выиграл войну против колониальных устремлений американцев. Меня также очень порадовало, что в следующем году «Интервидение» проведут в Саудовской Аравии: она представляет арабский мир и проводит очень взвешенную внешнюю политику, несмотря на давление США.
– Что скажете о запрете выступления на шоу представительницы США?
– Его наложили политики, и западная общественность становится всё более недовольна действиями своего руководства, которое запрещает в том числе и России выступать на международных спортивных соревнованиях, а представителям своих стран – на музыкальных конкурсах. Такие запреты возмутительны.
Знаете, моя дочь Диана Аль-Шаер возглавляет региональную группу VII в международной Федерации конного спорта. В её обязанности входит развитие конного спорта в Азии и Африке. Так вот, чтобы российские наездники могли сегодня участвовать в состязаниях высокого уровня, для них сделали временные палестинские паспорта. И публика на стадионе всегда особенно горячо приветствует россиян! Шквал аплодисментов становится выражением недовольства санкциями в спорте. Тем более в конном, ведь спортивная жизнь лошади ограничена, и если всаднику запрещают выступать, то к следующим большим соревнованиям его лошадь может выйти из строя. Это настолько несправедливо!
Всё больше людей на планете понимают, что западные руководители, которых я называю «мафией», ведут неправильную политику. И всё больше людей видят, что Россия находится в авангарде перехода к стабильному и безопасному многополярному миру.
Досье
Рами Аль-Шаер. Родился в 1955 году в Палестине. Получил высшее военное образование в Москве. В 1975 году во время палестинского конфликта в качестве военного атташе был направлен в Россию налаживать дипломатические связи. С 1983 по 1986 год – посол Палестины в Советском Союзе, считался личным представителем Ясира Арафата. В 1992 году получил российское гражданство, но оставил и гражданство Палестины. Указом Президента РФ награждён орденом Дружбы, в мае 2015 года – орденом Почёта. Автор нескольких книг: «Эти советские. Перестройка глазами иностранца», «Сражающаяся Сирия», «Сочи-2018: дорога к миру», «Кто против нас».
Справка
Впервые предложение о создании арабскими странами единых вооружённых сил по модели НАТО озвучил Египет в 2015 году на саммите Лиги арабских государств в Шарм-эш-Шейхе. Тогда это было вызвано необходимостью борьбы с такими радикальными группировками, как «Исламское государство» (признано в России террористическим и запрещено), йеменские хуситы и другие. В 2017 году концепцию «арабского НАТО» пытался возродить Дональд Трамп, стремясь к ограничению иранского влияния на Ближнем Востоке.