Музыковеды не слишком любят Грига. О нем написано не так много — он обманчиво прост, и порой кажется, что писать не о чем. Между тем его уникальность в умении быть собой.
Пианист Святослав Рихтер сказал о нем: «Замечательный композитор, почти гений». Но почему «почти»? Потому что Григ не ставил перед собой таких задач, не стремился проникнуть в экзистенциальные глубины человеческого существования. Однако тем его музыка и замечательна — он не боится быть собой. В ней нет глубин музыки Брамса или дерзких новаторств Вагнера. Он такой, какой есть, и не пытается рядиться в то, что ему чуждо.
В период жизни в Копенгагене он сблизился с великим сказочником Гансом Христианом Андерсеном. В его творчестве чувствуется что-то от Андерсена, тем более что композитор написал музыку на несколько его стихотворений.
В Копенгагене Григ также познакомился со своей будущей спутницей жизни, Ниной Хагеруп. Она была певицей. Хагеруп тоже сильно полюбила Грига, но их союз вызвал резкое негодование родителей обеих сторон. Родственники прокляли Грига, Эдвард и Нина стали изгоями в собственных семьях. Поэтому в творчестве Грига особенно пронзительно звучит мотив одиночества. В частности, это ощущается в известной пьесе «Одинокий странник». Она упоминается в советском фильме «Доживем до понедельника», где строгая учительница говорит коллеге: «Хватит уже играть вашего "Одинокого пешехода"».
В 1872 году к композитору пришел успех. Произведение Грига «Сигурд Крестоносец» получило такое признание, что власти Швеции назначили ему пожизненное содержание. Но он захотел вернуться в родной Берген, где всегда находил вдохновение среди природы и знаменитых фьордов.
Там он создает свое самое известное сочинение — музыку к драме Ибсена «Пер Гюнт». В этом произведении отразились как личные чувства композитора, его реакция на пережитые события, так и современная жизнь, а также сказочность, пронизывающая его творчество. Генрих Ибсен сам попросил Грига сочинить музыку к его пьесе. Он написал ему письмо еще в 1874 году. Более того, Ибсен пообещал поделить гонорар пополам — как между равноценными соавторами. Настолько для него была важна роль музыки.
В истории музыки Эдвард Григ остался как светлый, искренний композитор. Его музыка была, с одной стороны, глубоко национальной, а с другой — никогда не становилась местечковой. Опасность местечковости всегда подстерегает композиторов, которые стремятся придать своей музыке национальные черты и не стараются сделать ее общечеловеческой. Как этого избежать? Это, конечно, уже вопрос таланта.
Разбираемся в тонких материях и природе гениальности и таланта на большом курсе Сергея Арцибашева «Певцы Золотого века. Музыка европейского романтизма»: все 15 лекций о знаменитых композиторах уже ждут вас на сайте.