Найти в Дзене

Социальная фасилитация — социальное явление, при котором присутствие других людей улучшает выполнение индивидуальных задач — люди лучше

Социальная фасилитация — социальное явление, при котором присутствие других людей улучшает выполнение индивидуальных задач — люди лучше справляются с задачами, находясь в компании других людей, чем выполняя их в одиночку. Ситуации, в которых проявляется социальная фасилитация, включают совместную работу и выступление перед аудиторией, и зависят от сложности задачи. Ранние исследования Нормана Триплетта описывают социальное содействие как возникающее во время совместных действий – выполнение задачи в присутствии других людей, выполняющих аналогичную задачу, не обязательно вступая в прямое взаимодействие друг с другом. Впервые наблюдал это у велосипедистов: они ехали с более высокой скоростью, соревнуясь с другими велосипедистами, по сравнению с ездой на велосипеде в одиночку. Известно, что социальное содействие происходит при выполнении задачи перед аудиторией или в периоды наблюдения, иногда называемые эффектами аудитории. Например, во время упражнений Мейманн (1904) обнаружил, что,

Социальная фасилитация — социальное явление, при котором присутствие других людей улучшает выполнение индивидуальных задач — люди лучше справляются с задачами, находясь в компании других людей, чем выполняя их в одиночку.

Ситуации, в которых проявляется социальная фасилитация, включают совместную работу и выступление перед аудиторией, и зависят от сложности задачи.

Ранние исследования Нормана Триплетта описывают социальное содействие как возникающее во время совместных действий – выполнение задачи в присутствии других людей, выполняющих аналогичную задачу, не обязательно вступая в прямое взаимодействие друг с другом. Впервые наблюдал это у велосипедистов: они ехали с более высокой скоростью, соревнуясь с другими велосипедистами, по сравнению с ездой на велосипеде в одиночку.

Известно, что социальное содействие происходит при выполнении задачи перед аудиторией или в периоды наблюдения, иногда называемые эффектами аудитории. Например, во время упражнений Мейманн (1904) обнаружил, что, когда за ними наблюдают, люди могут поднимать более тяжелые веса по сравнению с тем, когда за ними не наблюдают.

В 1898 Триплетт изучал соревновательную природу детей: каждому ребёнку давали ниточку и просили её намотать – дети гораздо лучше справлялись, когда соревновались друг с другом. Дальнейшие исследования привели Триплетта к теории о том, что присутствие других людей повышает эффективность человека в других ситуациях, не связанных с соревнованием.

Исследования эффектов совместных действий и эффектов аудитории на социальное содействие были неоднозначными. В попытке выяснить, почему подобные ситуации не всегда вызывают социальную фасилитацию, Роберт Зайонц (1965) предположил, что, возможно, сложность задачи или насколько она проста или сложна, может влиять на то, происходит ли социальная фасилитация.

Зайонц предсказал, что простые задачи приведут к социальной фасилитации в групповых настройках, тогда как более сложные задачи – нет. По словам Зайонца, некоторые задачи легче выучить и выполнить, чем другие, потому что они требуют доминирующих реакций.

В 1973 Чепмен провёл эксперимент и обнаружил, что уровень смеха среди детей 7–8 лет был выше, когда двое детей слушали смешной материал вместе. Уровень смеха был выше, когда один ребёнок слушал смешной материал в присутствии другого ребёнка (условие присутствия зрителя), чем когда один ребёнок слушал смешной материал в одиночестве (условие одиночества). Эти результаты указывают на то, что смех также социально обусловлен.

Более поздние исследования развивают идею кооперации, влияния аудитории и сложности задачи. Например, закон Йеркса-Додсона , применяемый к социальной фасилитации, гласит, что «одно лишь присутствие других людей повышает скорость и точность выполнения хорошо отработанных задач, но ухудшает выполнение менее знакомых задач». По сравнению с их работой в одиночестве, в присутствии других они, как правило, лучше выполняют простые или хорошо отрепетированные задачи и хуже — сложные или новые.

Эффект аудитории пытается объяснить с психологической точки зрения, почему присутствие аудитории приводит к тому, что люди выполняют задачи лучше в одних случаях и хуже в других. Эта идея была дополнительно изучена, когда некоторые исследования показали, что присутствие пассивной аудитории способствует лучшему выполнению простой задачи, в то время как другие исследования показали, что присутствие пассивной аудитории препятствует выполнению более сложной задачи или задачи, которая не была хорошо отработана, возможно, из-за психологического давления или стресса .

Социальному облегчению способствуют многие факторы, и было предложено много теорий, пытающихся объяснить это явление.

Один из самых острых вопросов, связанных с социальной фасилитацией, касается её происхождения. Психологи продолжают спорить о том, усваивается ли социальная фасилитация через врождённую биологию людей и животных или через социальное обучение, либо через взаимодействие с обществом, либо через индивидуальное взаимодействие с другими людьми, а не через общество в целом.

#гештальтлайф/geshtaltlife