Лев Толстой в последние десятилетия своей жизни стал фигурой почти легендарной — и при этом неудобной, раздражающей, мучительной. В чем же причина такой двойственности? Чем больше он превращался в «живого классика», тем сильнее его тексты и поступки оборачивались вызовом обществу, семье и самому себе. В «Крейцеровой сонате» он показал супружество как узаконенное насилие, невинную домашнюю музыку — как инструмент прелюбодеяния, а любовь — как предвестие катастрофы. Повесть переписывалась девять раз, автор испытывал к ней отвращение, но не мог оставить, потому что это было его исповедью, его способом дойти до конца в мучительном поиске истины. Толстой видел в женщине не спутницу и музу, а сосуд греха. Дружба, искусство, даже еда и одежда — все, считал он, работает на блуд. Его дневники полны признаний: «Я блудник», — писал он о себе, сравнивая это состояние с алкоголизмом или морфинизмом. Для Толстого это был не частный вопрос, а абсолютная граница: быть или не быть человеку. Почему вели