Путь развития велотранспортной инфраструктуры Белгорода долог, тернист и неоднозначен. С одной стороны есть отличные примеры, как например, велодорожка в сквере Комсомольский или на Бульваре 1-го Салюта, с другой стороны, есть и "иные" примеры.
На очередной встрече мэрии с велосообществом в феврале 2025 года были озвучены планы по строительству велодорожек по пр. Ватутина, ул. Губкина, пр. Б. Хмельницкого. Часть работ уже выполнена, часть - в процессе. Но самый "тяжелый" участок - на пр. Ватутина от ул. Костюкова до ул. 5-го Августа с дальнейшим продолжением по мосту и путепроводу вниз, в центр города. Важность комфортной и главное - безопасной велосвязи центра и Харгоры переоценить тяжело.
На февральской встрече велосообщество и транспортные инженеры города попытались донести до мэрии понимание о необходимости организации безопасного велосипедного и пешеходного движения на этом участке. Для этого предлагалось организовать велопешеходную дорожку с разделением движения. Это позволило бы разделить потоки пешеходов и велосиедистов 9 и, что более важно - самокатчиков). Для этого надо было всего лишь немного расширить существующий тротуар. При этом была возможна организация велодорожки без устройства подпорной стены, а путем формирования рельефа земляного откоса. Это позволило бы сделать движение удобным и безопасным для всех, На встрече все согласились, что "если делать - то делать хорошо". Но потом что-то пошло не так.
Несмотря на достигнутые договоренности о взаимодействии с велосообществом и координации действий, летом 2025 года на этом участке выполнили работы по устройству полива зеленых насаждений, высадили новый газон и организовали клумбы. Клумба получилась действительно красивая. Но проблема в том, что трубы полива и газон проложили в том числе в зоне прохождения будущей велодорожки. Теперь осуществить работы по расширению тротуара без перекладки сетей полива и перекладки газона - невозможно. Об этом велосообщество неоднократно сообщало. Но на это внимания не обратили.
НА этом участке есть пять возможных вариантов дальнейшей организации движения.
Вариант 1. Сделать так, как и планировали заранее. Удобно и безопасно.
Организовать безопасную велодорожку с разделением движения путем расширения тротуара в соответствии с планами. Вынести сети полива. Покрытие велодорожки - асфальт, покрытие тротуара – плитка либо асфальт. При этом соблюдается пешеходные и велосипедные связей будут соответствовать принципу организации "по кратчайшему пути" в соответствии с требованиями нормативов и здравым смыслом.
Вариант 2. Очень спорный и опасный.
Организация совмещенной велопешеходной дорожки без разделения движения в существующих границах с заменой покрытия на асфальт. При этом неизбежны конфликты пешеходов и велосипедистов. Так же надо понимать что при наличии велодорожки велосипедисты, которые сейчас успешно спускаются по пр. Ватутина по проезжей части, теперь , в соответствии с п. 24 ПДД РФ будут вынуждены делать это по велодорожке - лавируя между пешеходами, Но гораздо опаснее - повышение риска столкновения пешеходов и СИМ. Зачем создавать ненужные конфликты?
Вариант 3. Просто обозвать тротуар "велопешеходной дорожкой" и записать ее в отчеты как "выполненную". Еще более спорно и опасно.
Организация совмещенной велопешеходной дорожки без разделения движения в существующих границах с сохранением текущего покрытия. Тут, я думаю, комментарии излишни. См. предыдущий пункт.
Вариант 4. "Пешеходы должны страдать"
Замена тротуара на велодорожкутв существующих границах. Вынос пешеходной дорожки на существующий автомобильный проезд ( под колеса автомобилей) и далее - на лестницу возле памятника князю Владимиру.
Сравнение характеристик каждого пути - выше на схеме. Напомню, что согласно п.4 ПДД РФ при наличии тротуара пешеходы должны передвигаться именно по нему ( красная линия) а не по велодорожке ( синяя линия).
Угадайте, куда пойдут пешеходы? А если это мама с коляской или ребенком? Не говоря уже о необходимости соблюдения доступности среды для маломобильных групп.
И наконец,
Вариант 5. "пока ничего не делать" ( не самый плохой вариант, кстати)
Прекрасно понимая, что объективно - бюджеты не резиновые, можно рассмотреть вариант переноса работ на этом участке на период после выполнения работ по реконструкции путепровода на пр. Ватутина. При этом высвобождаемые денежные средства перенаправить на иные участки велодорожек в рамках действующего контракта 2025 года.
Разберем аргументы более подробно:
1) Вариант 4 является как неэффективным и высокорисковым с точки организации движения. Так же он нарушает требования к.п. 4.7 СП 42.13330.2016, СП.396.1325800.2018 о приоритете пешеходного движения, а так же требования п.5.4.1 СП 59 об обеспечении кратчайшего пути движения до мест посещения для маломобильных групп населения и организации безбарьерной среды.
2) Варианты 2 и 3 являются так же высокорисковыми и неэффективными. Согласно статистике и данным исследований, которую приводит НЦ ГИБДД МВД РФ, наиболее высокорискованным способом организации взаимного движения СИМ и пешеходов является совмещение потоков СИМ и пешеходов путем организации велопешеходной дорожки без разделения движения, а наиболее эффективным и безопасным способом – разделение движения пешеходов и СИМ.
В случае реализации вариантов 2,3,4 пешеходы будут следовать по кратчайшему пути ( по велодорожке),несмотря на требования п.4 ПДД РФ. Это приведет к значительному росту количества конфликтов между пешеходами и СИМ на участке, и росту риска возникновения ДТП.
В случае реализации варианта 1 негативные эффекты и риски, а так же нарушения нормативной документации, указанные в вариантах 2,3,4 – нивелируются.
В сложившихся условиях наиболее рациональным является: реализация варианта 5 с последующей реализацией варианта 1. Обоснованием отказа от реализации вышеуказанного участка в текущем году является:
- отсутствие в планах на текущий год работ по реконструкции путепровода по пр. Ватутина и организации полноценной работающей связи
- повышение качества организации движения на иных участках в рамках контракта текущего года за счет высвобождаемых денежных средств.
- возможность синхронизации планов по реконструкции путепровода по пр. Ватутина и более эффективной организации полноценно работающей велотранспортной связи «Хар.Гора – ул. Губкина-пр. Ватутина – Набережная - пляж «берега».
Исходя из логики что "лучше сделать раз, но хорошо", мое мнение - либо сделать сразу по варианту 1 или рассмотреть возможность переноса работ по организации велодорожки по пр. Ватутина от ул. Костюкова до ул.5-го Августа на будущий период с последующей организацией велопешеходной дорожки с разделением движения ( вариант 1).
У каждого варианта есть свои плюсы и минусы. Давайте предположим, какой вариант выберут в мэрии?