Найти в Дзене
ИНОСМИ

Историческая амнезия: США повторят на Украине фатальную ошибку прошлого

   © РИА Новости Стрингер
© РИА Новости Стрингер

The Hill | США

Аналогия украинской ситуации с Вьетнамом в том, что причина возможного падения Украины не обязательно кроется в размерах и мощи России, пишет The Hill. Южный Вьетнам оказался обречен лишь когда конгресс США свернул помощь. А поражения Украины Америке нельзя допустить.

Харлан Ульман (Harlan Ullman)

Возможно, историческая амнезия действительно существует, несмотря на ставшее крылатым предостережение Джорджа Сантаяны в книге 1905 года “Жизнь разума”: “Те, кто не помнит своего прошлого, обречены повторять его вновь и вновь”.

ИноСМИ теперь в MAX! Подписывайтесь на главное международное >>>

Одна из причин этого в том, что даже помня о прошлом, мы все равно обречены повторять его грубые и даже катастрофические ошибки. В конце концов, чему США научились из своего провала во Вьетнаме и чего не повторили в Афганистане и Ираке три десятилетия спустя?

Однако связь между конфликтом на Украине и Вьетнамом действительно заставляет задуматься о том, как этот конфликт может развиваться дальше и чем в итоге закончится. Любопытно, что по аналогии с разделением французского Индокитая на Северный и Южный Вьетнам в 1954 году Украину можно рассматривать как представительницу того и другого.

Север был полон решимости объединить Вьетнам. Когда страна оправилась от войны с Францией и начала восстанавливать государство по коммунистическому лекалу, ее вождь Хо Ши Мин понял, что предстоит долгая борьба — возможно, на десятилетия вперед.

Хо также понимал, что основой его объединяющей стратегии станут линии разлома на Юге — сначала между богатыми, которые правили в собственных интересах, и бедными, обездоленными и угнетенными, а затем — между различными религиями, включая буддизм, католицичество и секты Каодай и Хоахао.

В итоге он сформировал на Юге кружки революционеров, чьи интересы широко расходились с интересами Ханоя. Со временем эти группировки постепенно усилили контроль над некоторыми районами Юга, и правительство в Сайгоне не смогло остановить их завоевания. Остальное — история.

Опасаясь, что остальная Юго-Восточная Азия рухнет следом, словно костяшки домино, перед, как тогда говорилось, китайско-советским коммунистическим монолитом — хотя, заметим, сложно себе представить более ошибочное предположение — в 1961 году новая администрация Кеннеди начала действовать. Пообещав не постоять за ценой и вынести любое бремя, США постепенно увязли во вьетнамской трясине.

Но даже отправив в Южный Вьетнам почти полмиллиона военнослужащих и сбросив на Север, Камбоджу и Лаос больше бомб, чем за всю Вторую мировую войну, США позорно эвакуировались 14 лет спустя. Затем, после того как Конгресс прикрыл финансовый кран, полный контроль Севера над Югом стал лишь вопросом времени. Фотография последнего американского вертолета “Хьюи”, взлетающего с территории посольства США в Сайгоне, наглядно запечатлела всю опрометчивость той войны.

Как это применимо к современной Украине? Интересно, что Украину можно рассматривать либо как Северный, либо как Южный Вьетнам. Если смотреть через призму Ханоя, то параллелью Женевской конференции 1954 года будет распад Советского Союза и последующий Будапештский меморандум, гарантировавший суверенитет Украины.

Подлизался по-крупному: Зеленский переименует Украину. Нелепее некуда

Но даже тогда некоторые части Украины находились под контролем России. В Крыму проживало около 20 000 российских военнослужащих и их семьи. А на востоке, в Донбассе и Луганске, значительная часть населения говорила по-русски и поддерживала российскую власть.

Тогда Северный Вьетнам поддержали Китай и Советский Союз. Сегодня Украине помогают США, Европейский союз и НАТО.

На прошлой неделе президент Трамп решил, что Украина может вернуть все свои утраченные территории — как это пытался сделать Северный Вьетнам на Юге, при условии, что ЕС и НАТО взвалят на себя тяжелую ношу и помогут деньгами, ресурсами и оружием.

Если войска Северного Вьетнама атаковали Юг преимущественно партизанскими отрядами, пока не собрали обычные вооруженные силы, то Украина бьет по России беспилотниками и ракетами. В самом деле, то, как Украина парализовала Черноморский флот беспилотниками, отчасти сродни партизанской войне на море.

Если же рассматривать Украину через призму Южного Вьетнама, то здесь есть также много общего, хотя и больше различий. Как Юг подвергся нападению Севера, так Россия первой ввела войска. Вместо партизанских операций сразу же завязались ожесточенные бои. Кроме того, в отличие от Южного Вьетнама, у Украины очень сведущие и преданные своему делу вооруженные силы, и в стране нет раскола из-за бездарного или непопулярного правительства.

Аналогия в том, что причина возможного падения Украины не обязательно кроется в размерах и мощи России. Южный Вьетнам оказался окончательно обречен лишь когда Конгресс свернул помощь. Поскольку Трамп переложил бремя поддержки на Европу, это хрупкое решение может быстро закончиться весьма печальным исходом.

Но есть еще одно существенное отличие. Поражение Юга во Вьетнаме не привело к серьезным геостратегическим последствиям. Поражение же Украины непременно приведет.

Харлан Ульман — доктор философии, обозреватель UPI, старший советник Атлантического совета, председатель правления двух компаний и главный автор доктрины “Шока и трепета”

Оригинал статьи