«Понятно, что в ближайшее время этот призыв не приведёт к каким-то практическим результатам и ооновская бюрократия, жирующая на огромных зарплатах и давно вросшая корнями в американский истеблишмент, может продолжать спать спокойно. Однако вопрос о новой штаб-квартире ООН как часть назревшей и перезревшей темы реформы этой организации неизбежно всплывёт снова».
Высокая неделя юбилейной, 80-й сессии Генассамблеи ООН в Нью-Йорке была ознаменована громким скандалом.
Прилетевший на ежегодный глобальный форум ООН президент Колумбии Густаво Петро, который успел вдохнуть наэлектризованный воздух крупнейшего американского мегаполиса и даже выступить с трибуны небоскрёба на Ист-Ривер, был вынужден срочно паковать чемоданы: его въездная виза в США была аннулирована. «Красную карточку» президенту Петро показал Госдеп США, в своём официальном заявлении обосновав это его «безрассудными и подстрекательскими действиями».
Но что же такое мог совершить колумбийский лидер, чтобы его пребывание на Генассамблее ООН было внезапно прервано? Причём прервано страной, которая не имеет права контролировать ООН, а всего лишь по сложившейся традиции предоставляет свою территорию для размещения штаб-квартиры организации.
В глазах властей США Густаво Петро прокололся дважды.
Во-первых, он принял участие в митинге против военной операции Израиля в секторе Газа, в своём эмоционально окрашенном обращении призвав добровольцев вступать в армию для «борьбы за освобождение» Газы. «Я прошу всех солдат армии Соединённых Штатов не целиться в человечество из своих винтовок. Не подчиняйтесь приказу Трампа! Подчиняйтесь велению человечества!» — заявил президент Колумбии.
Учитывая, что незадолго до этого международная комиссия ООН по расследованию событий на оккупированной палестинской территории признала действия Израиля геноцидом, логично было бы предположить, что в своём призыве спасать Палестину колумбийский лидер действовал всего лишь в духе последнего вердикта комиссии ООН. Пусть и, возможно, он допустил в пылу митинговой стихии некоторый смысловой перехлёст.
Что дало крючкотворцам из Госдепа (читай: американского «глубинного государства») формальный повод обвинить его в «подстрекательстве» и указать ему на дверь.
Вторым событием, предопределившим решение аннулировать его визу, стало выступление Густаво Петро на 80-й сессии Генассамблеи ООН, где он подверг резкой критике действия американских властей, причём не только за их поддержку операции Израиля в Палестине. Колумбийский лидер заявил, что американская война с наркокартелями провалилась, и призвал провести судебное расследование в отношении американских чиновников и президента Трампа за военно-морские операции США в Карибском бассейне.
О чём речь? Многие восприняли объявленную президентом Трампом войну наркокартелям как предлог для того, чтобы создать угрозу латиноамериканским государствам. Президент Венесуэлы Николас Мадуро предупредил, что США «пришли за богатствами» его страны.
В этой ситуации президент Колумбии первым заявил, что любое нападение на Венесуэлу будет равносильно нападению на Латинскую Америку и Карибский бассейн. Было это ещё до его поездки на Генассамблею ООН.
Своей жёсткой позицией по вопросу политики США в Карибском бассейне президент Петро явно нажил себе врагов в Вашингтоне, и они, судя по всему, только ждали случая, чтобы с ним поквитаться. И вот случай представился — в Нью-Йорке.
Истории о том, как власти США используют визовый занавес и другие формы давления на всех, кто им неугоден, но вынужден ехать на Генассамблею ООН в США, ибо, увы, здесь находится её штаб-квартира, давно стали притчей во языцех.
Не стала исключением и 80-я сессия Генассамблеи ООН.
Как сообщил на пресс-конференции по её итогам глава МИД РФ Сергей Лавров, не всем членам российской делегации выдают визы для поездок в ООН. «Мы регулярно недосчитываемся участников нашей делегации, в том числе из числа Государственной думы», — заявил Лавров.
Случай с визой президента Петро можно и вовсе считать беспрецедентным, учитывая, что Колумбия традиционно считалась союзником США на континенте. Но стоило колумбийскому лидеру сказать что-то против Вашингтона, как его поставили в один ряд с главами государств, которые в США считают изгоями.
Сработал принцип: «Бей своих, чтобы чужие боялись».
В ответ на решение властей США президент Петро предложил перенести штаб-квартиру ООН в другое место.
Понятно, что в ближайшее время этот отчаянный призыв не приведёт к каким-то практическим результатам и ооновская бюрократия, жирующая на огромных зарплатах и давно вросшая корнями в американский истеблишмент, может продолжать спать спокойно, клепая свои резолюции и наказывая неугодных США.
Пока ей ничего не угрожает.
Однако вопрос о новой штаб-квартире ООН как часть назревшей и перезревшей темы реформы этой организации неизбежно всплывёт снова. Всплывёт если не сегодня, так завтра.
Ведь местом штаб-квартиры ООН не может и дальше оставаться разъединяющий нации Нью-Йорк — город не для всех.
Точка зрения автора может не совпадать с позицией редакции.