Найти в Дзене
частные суждения

На кого работал Фанк в «Обитаемом острове»?

Фанк — единственный известный читателям (и зрителям фильма Фёдора Бондарчука) помощник Странника (он же резидент КомКона-2 на планете Саракш Рудольф Сикорски). И в книге, и в фильме именно Фанку Странник поручал самые ответственные задания. Мы знаем только о непосредственно связанных с судьбой Максима Каммерера. Совершенно очевидно, что задача перемещения землянина, помимо своей воли оказавшегося в чужом для него мире, была для Странника одной из первоочередных и ею он занялся сразу же, как только узнал о существовании Максима и его нахождении на территории страны Неизвестных отцов. Странник по каким-то причинам не мог лично забрать Максима и поручил это Фанку. Как же Фанк с простой (ибо у него были все нужные полномочия) задачей справился? Обратимся к тексту, благо в нём мы видим ситуацию глазами бесхитростного землянина, в местной бюрократии пока ещё абсолютно ничего не понимающего: «И как несколько дней назад, снова пришлось ждать, пока пишутся какие-то бумаги, пока смешной челове

Фанк — единственный известный читателям (и зрителям фильма Фёдора Бондарчука) помощник Странника (он же резидент КомКона-2 на планете Саракш Рудольф Сикорски). И в книге, и в фильме именно Фанку Странник поручал самые ответственные задания. Мы знаем только о непосредственно связанных с судьбой Максима Каммерера. Совершенно очевидно, что задача перемещения землянина, помимо своей воли оказавшегося в чужом для него мире, была для Странника одной из первоочередных и ею он занялся сразу же, как только узнал о существовании Максима и его нахождении на территории страны Неизвестных отцов. Странник по каким-то причинам не мог лично забрать Максима и поручил это Фанку. Как же Фанк с простой (ибо у него были все нужные полномочия) задачей справился? Обратимся к тексту, благо в нём мы видим ситуацию глазами бесхитростного землянина, в местной бюрократии пока ещё абсолютно ничего не понимающего:

Фанк, кадр из фильма Фёдора Бондарчука.
Фанк, кадр из фильма Фёдора Бондарчука.

«И как несколько дней назад, снова пришлось ждать, пока пишутся какие-то бумаги, пока смешной человечек в нелепом головном уборе царапает что-то на розовых бланках, красноглазый незнакомец царапает что-то на зеленых бланках, а девица с оптическими усилителями на глазах делает на этих бланках лиловые оттиски, а потом все меняются бланками и оттисками, причем запутываются и кричат друг на друга, и хватаются за телефонный аппарат, и наконец человечек в нелепом головном уборе забирает себе два зеленых и один розовый бланк, причем розовый бланк он рвет пополам и половину отдает девице, делающей оттиски, а шелушащийся незнакомец получает два розовых бланка, синюю толстую картонку и еще круглый металлический жетон с выбитой на нем надписью, и все это минуту спустя отдает рослому человеку со светлыми пуговицами, стоящему у выходной двери в двадцати шагах от человечка в нелепом головном уборе, и когда они уже выходят на улицу, рослый вдруг принимается сипло кричать, и красноглазый незнакомец снова возвращается, и выясняется, что он забыл забрать себе синий картонный квадратик, и он забирает себе синий картонный квадратик и с глубоким вздохом запихивает куда-то за пазуху. Только после этого уже успевший промокнуть Максим получает возможность сесть в нерационально длинный автомобиль по правую сторону от красноглазого, который раздражен, пыхтит и часто повторяет любимое заклинание Бегемота – «массаракш»…»

Фанк, кадр из фильма Фёдора Бондарчука.
Фанк, кадр из фильма Фёдора Бондарчука.

Итак, Фанк перепутал какие-то документы, из-за чего извлечение Максима задержалось. В результате они вдвоём оказались в автомобиле на оживлённой улице, где Фанка, который был «выродком» (что, к слову, исключает его земное происхождение, то есть он местный агент Странника, а не кадровый сотрудник КомКона-2) настиг лучевой удар. Притом удар плановый, ежедневный, а не внезапный. Как справедливо заметил Странник, Фанку было достаточно взять с собой шофёра. Возможно, путаница с документами была вызвана спешкой Фанка, который торопился успеть доехать до ведомства Странника прежде этого самого лучевого удара. В любом случае, в этом эпизоде Фанк проявил вопиющую некомпетентность, что привело к тяжелым последствиям — Максим пропал, потерялся в огромном городе. В конечном итоге именно промашка Фанка привела к цепочке событий, закончившихся взрывом Центра и провалом тщательно выверенного плана землян.

Фанк в кабинете Странника, кадр из фильма Фёдора Бондарчука.
Фанк в кабинете Странника, кадр из фильма Фёдора Бондарчука.

Непонятно, почему Странник вообще держит на ответственейшей работе (ведь Фанк его правая рука, главный помощник, которому доверяют самые важные дела) человека, который может настолько по-глупому облажаться на ровном месте? Должно быть, эта фатальная ошибка была у Фанка первой. Но в таком случае возникает вопрос — Фанк что, не знал, как на него действуют лучевые удары? Если знал, то почему в самом деле не подстраховался, взяв шофёра? Не хотел, чтобы шофёр был в курсе перемещений Максима? Допустим, не хотел. В их организации что, всего один шофёр? Или у Фанка нет подходящего человека, который не будет задавать лишних вопросов? На такой-то службе у него не могло не быть верных и преданных исполнителей для работы по абсолютно секретным распоряжениям Странника. В любом случае промашка Фанка выглядит крайне подозрительно. Настолько, что возникают сомнения, не была ли она умышленной?

Фанк говорит по мобиле. Кадр из фильма Фёдора Бондарчука.
Фанк говорит по мобиле. Кадр из фильма Фёдора Бондарчука.

Вся эта возня с бумажками, показанная в цитате, вполне могла быть разыграна Фанком для того, чтобы все очевидцы (не только Максим, но и местные чиновники, а также охрана здания) видели — Фанк опоздал не по своей воле. Но какой был резон у Фанка дать возможность Максиму скрыться? Если он в самом деле был предан Страннику, то никакого. Он подставлял начальника, демонстрировал собственную глупость и некомпетентность, в итоге рисковал как минимум вылететь на улицу, а то и сесть в тюрьму, если бы Странник расценил ошибку Фанка как умышленное вредительство. Но это если Фанк был бы человеком Странника, а не кого-то ещё.

Фанк снова пытается забрать Максима Каммерера, на этот раз его задача намного сложнее, но он с ней успешно справится. Кадр из фильма Фёдора Бондарчука.
Фанк снова пытается забрать Максима Каммерера, на этот раз его задача намного сложнее, но он с ней успешно справится. Кадр из фильма Фёдора Бондарчука.

Сил, в чьих интересах мог бы действовать Фанк, много:

  • подполье «выродков»
  • другие страны, включая Островную Империю
  • цивилизация странников
  • конкурирующая с КомКоном-2 организация на Земле, например КомКон-1

… и так далее, вплоть до голованов. Последнее выглядит нелепо, но даже такую версию при желании можно обосновать. Про голованов мы знаем очень мало, они владеют некими психическими способностями (из-за чего местные ласково прозвали их «упыри»), умеют и любят манипулировать людьми, даже землянами. Об этом говорится в «Жуке в муравейнике», где Лев Абалкин в своём отчёте упоминает, что земные экспедиции порой оказывались объектом неких психологических опытов, поставленных голованами. Аборигенов Саракша они тем более в грош не ставят. Вместе с тем, эти аборигены агрессивны и опасны для голованов, так что для них есть прямой смысл развернуть среди жителей страны Неизвестных Отцов агентурную сеть, члены которой могут вообще не подозревать, на кого они на самом деле работают.