Меланхоличная драма “Манглхорн” режиссера Дэвида Гордона Грина была отобрана для участия в основной конкурсной программе Венецианского кинофестиваля в 2014 году (71st annual Venice International Film Festival).
Одно то, что ее приняли именно в основной конкурс – уже победа. Это очень простая история, в самом фильме нет высказываний и поводов для споров, чтобы расколоть аудиторию на два лагеря. Критики не были в восторге – они ругали слабые сценарий, не раскрывающий предыстории главного героя, и режиссуру.
Этот фильм существует благодаря тому, что у него есть Аль Пачино в главной роли. Да и в целом драма “Манглхорн” – это результат взаимного уважения режиссера и актера. Дэвид Гордон Грин хотел поработать с Пачино и придумал роль специально для него, а Пачино не отказался, так как оценил предыдущий проект Грина – драмеди с Полом Раддом “Властелин разметки” 2013 года.
Золотого Льва в 2014 году завоевала абсурдистская черная драмеди “Голубь сидел на ветке, размышляя о бытии” (En duva satt på en gren och funderade på tillvaron) шведского режиссера Роя Андерссона (Roy Andersson). Андерссон вдохновился картиной Питера Брейгеля-старшего “Охотники на снегу” (1565, Jagers in de Sneeuw), на которой есть такой элемент как птицы на обнаженных ветвях деревьев. Андерссон представил, что эти птицы наблюдают сверху за людьми и задаются вопросом об их действиях, что привело к смыслу названия как смелого способа задаться вопросом, что мы на самом деле делаем? Это для размышлений, почему “Манглхорн” не взял главный приз и почему быть частью основной программы – уже победа.
Сюжет
У семидесятилетнего слесаря Анджело Манглхорна (в исполнении Аля Пачино) в настоящее время есть только одно живое существо, о котором он заботится. Это пушистая белая кошка Фэнни. Она доставляет ему повод для беспокойства – ничего не ест и не ходит в туалет.
Для него это даже на руку, потому что за беспокойством о кошке он может прятаться как за стеной – и бесконечно прокручивать свои сожаления о прошлом, о том, что отпустил свою любимую женщину Клару и потерял свой шанс быть счастливым. Он отчаянно держится за надежду вернуть Клару, отправляя ей письма и получая их обратно.
Его эпоха сожалений продолжается очень долго, на самом деле. Когда-то он попытался создать семью с другой. Но свою жену он никогда не любил, а с сыном Джейкобом (в исполнении Криса Мессины) у него установились натянутые отношения. Тем не менее, Анджело регулярно проводит время со своей внучкой Кайли.
Но что бы ни делал Анджело, он никогда не присутствует мысленно там, где находится, и с тем, кто рядом. Будь он в своей мастерской, будь он с внучкой, будь он с сыном, будь он со своей знакомой Доун (в исполнении Холли Хантер) из банка, куда он приходит каждую пятницу, или будь он с Гарри (в исполнении Хармони Корина), бывшим наркоманом и одноклассником Джейкоба, он всегда закрыт в своих самокопаниях и мыслях-обращениях к Кларе.
Но настает момент, когда Анджело должен для себя решить, как он проведет последующие годы, потому что реальная жизнь все же вторгается в его внутренний мир.
Мысли и впечатления после просмотра
Пусть фильм и не гениальный, очень даже наивный, но мне он все равно очень понравился. В литературе есть такой жанр, сформировавшийся в Японии и Корее, – "исцеляющий роман" (healing novel). Чтение таких трогательных историй создает ощущение комфорта и дает утешение. Обычно в таких романах речь идет об обычных людях, ведущих непримечательную жизнь. Эти люди преодолевают трудности, обретая мужество и исцеляя свою душу, а для читателя это становится поводом воспрять духом и отвлечься от всего того, что последнее время действовало на нервы.
Драму “Манглхорн” я бы тоже отнесла к исцеляющему жанру по аналогии с книгами. История Анджело Манглхорна очень проста, он сам не представляет из себя экстравагантного героя, его будни – самые обычные, когда он ест в одном и том же кафе, коротает время за игровыми автоматами, регулярно посещает праздник блинчиков и обсуждает с ровесниками житейские проблемы. Словом, он обычный человек, как говорит сам главный герой. Но он причудливо прячется от реальности, запирается от нее, а реальная жизнь все же находит способ достучаться до него. “Причудливо” потому, что затворником Анджело назвать нельзя, но и общаться он не особенно любит.
Он приходит на помощь всем тем, кому требуется вскрыть замок, если его заклинило или просто забыли ключ, но сам он никак не мог взломать свои уже потерявшие смысл оковы и предпочитая сидеть в эмоциональной тюрьме, заваленной письмами, которые возвращены отправителю. Но он продолжает быть очень жестоким к своему сыну – он почему-то считает, что транслировать на него нелюбовь к его матери правильно, он продолжает принижать достижения сына, сравнивая его с бывшим наркоманом Гарри, который в настоящее время открыл солярий, в котором оказываются и интимные услуги. Словно в жестокости к сыну проявляется упорство Манглхорна в хватке за прошлое – он продолжает видеть Гарри и Джейкоба школьниками, когда Гарри показывал успехи, а Джейкоб был “ботаником”. Ведь признание успехов Джейкоба – это признание настоящего, а, значит, начало разрыва отношений с прошлым.
Пусть метафоры используются очень прямолинейно: главный герой работает слесарем и окружен ключами, мим показывает пантомиму, словно выбирается из закрытого помещения, и бросает Анджело воображаемый ключ. Под почтовым ящиком пчелы создали улей – явный намек на то, что жизнь кипит вокруг, она острая и жужжащая, а Анджело умудряется игнорировать это чудо и отмахиваться от него. Жизнерадостную банковскую работницу, с которой главный герой общается по пятницам, зовут Доун – по-английски Dawn, что переводится как “рассвет” или “начало” (опять же считывается намеком на второй шанс на счастье).
Этот фильм не требует ничего взамен. Такие фильмы иногда тоже хочется посмотреть.