Найти в Дзене

Почему вы играете в игры вместо того, чтобы жить?

Думаю, что у многих бывало такое: играешь в онлайн-игру и не можешь оторваться. Вроде бы уже и неинтересно, и желания нет, но всё равно проводишь в ней часы. Обычно так происходит, когда игра становится способом убежать от дел и ситуаций, которые вызывают стресс. Онлайн-игры привлекательны тем, что они похожи на реальность, и в них всё понятно и просто. Есть заранее известные правила, понятная цель. Делаешь виртуальные действия — и быстро получаешь вознаграждение. Но в игре есть прогресс, а в жизни — застой. Дела по дому копятся, работа откладывается на последний момент, учёба заброшена до самой сессии. Жизнь в режиме аврала: бросаешься что-то делать только тогда, когда проблема становится критической. Чтобы перестать убегать в игры, нужно понять: а что же такого страшного в вашей реальности? Почему вы от неё бежите? Проблема в том, что честный ответ на этот вопрос может вызвать серьёзный психологический дискомфорт. Поэтому психика включает защиты, которые помогают оправдать бездействи

Думаю, что у многих бывало такое: играешь в онлайн-игру и не можешь оторваться. Вроде бы уже и неинтересно, и желания нет, но всё равно проводишь в ней часы.

Обычно так происходит, когда игра становится способом убежать от дел и ситуаций, которые вызывают стресс.

Онлайн-игры привлекательны тем, что они похожи на реальность, и в них всё понятно и просто. Есть заранее известные правила, понятная цель. Делаешь виртуальные действия — и быстро получаешь вознаграждение.

Но в игре есть прогресс, а в жизни — застой. Дела по дому копятся, работа откладывается на последний момент, учёба заброшена до самой сессии. Жизнь в режиме аврала: бросаешься что-то делать только тогда, когда проблема становится критической.

Чтобы перестать убегать в игры, нужно понять: а что же такого страшного в вашей реальности? Почему вы от неё бежите?

Проблема в том, что честный ответ на этот вопрос может вызвать серьёзный психологический дискомфорт. Поэтому психика включает защиты, которые помогают оправдать бездействие и побег от проблем.

Если называть вещи своими именами, то такая защита — это самообман.

Мы не видим себя и реальность такой, какая она есть. Мы подменяем её своей версией — более удобной, где мы выглядим лучше. Но жизненные проблемы от этого никуда не исчезают, они только растут, как снежный ком.

Давайте рассмотрим пример. Студент понимает, что всё время играет в игры, а на учёбу ходит редко, домашние задания не делает, готовится к экзаменам в последнюю ночь. Какое-то время это прокатывало, но чем старше курс, тем сложнее материал и тем более объёмные задания. Его стратегия уже не работает, и он рискует быть отчисленным.

Когда он пытается понять, в чём дело, первой приходит мысль: «Это лень или прокрастинация?» Но настоящая причина часто бывает неприятной для самого человека, поэтому её сложнее осознать. Например, многие не принимают себя в состоянии слабости и уязвимости.

Может оказаться, что проблема не в учёбе, а, скажем, в отношениях с людьми. Студент может панически бояться преподавателей. Выходить отвечать на семинаре или сдавать экзамен для него — настоящее мучение. Он испытывает такую сильную тревогу, что его буквально трясёт.

Тогда психика, подчиняясь механизмам самосохранения, как бы говорит: «Давай не пойдём туда, где нам так больно и плохо. Лучше пойдём играть в игры. Давай накопим столько долгов, чтобы тебя отчислили, и тогда не придется снова переживать такой стресс». Так организм пытается защитить себя от страданий.

Согласитесь, непросто признаться себе: «Я избегаю университета не потому, что мне лень, а потому, что я боюсь. Боюсь преподавателей, боюсь общаться с одногруппниками, постоянно чувствую себя в слабой позиции».

Именно против этого неприятного осознания и включается защита. Чтобы не признаваться в своей слабости, проще не думать об этом вообще или искать оправдания: «Виноват не я, а университет / предмет / другие люди».

Редко бывает так, что есть только одна причина, по которой человек убегает от реальности. Обычно это целый набор.

Я знаю один единственный способ, как прекратить бегство от реальности и усугубление жизненных проблем. Нужно сделать следующее:

1. Назовите вещи своими именами. Перестаньте искать удобные оправдания. Честно скажите себе: «Я боюсь конкретно вот этого». Например: «Я боюсь преподавателей, боюсь, что меня спросят, поэтому я убегаю в игры».

2. Исследуйте свой страх. Когда вы признались себе в причине, её можно начать решать. Спросите себя: чего именно я боюсь? Какие самые плохие последствия я представляю в этой ситуации? Почему я в это верю?

3. Поймите, чем обусловлено ваше восприятие ситуации. Каждая сильная эмоция определяется нашим отношением к себе, к другим людям и прогнозом исхода ситуации.

Пример:

  • Отношение к себе: «Я глупый, слабый, никчёмный».
  • Отношение к другим: «Вижу в преподавателе угрозу. Он больше и сильнее меня, волен делать со мной всё, что захочет».
  • Прогноз: «Он будет отчитывать и стыдить меня при всех, если не отвечу хотя бы на один вопрос».

Когда отношение к себе плохое, а другого человека вы видите как угрозу, естественно возникает желание избежать ситуации. Однако избегание — одна из самых вредных стратегий: оно не решает проблему, а только усугубляет её.

Хорошая новость в том, что это восприятие зачастую неправильное, и его можно изменить. Вы можете сделать его более реалистичным.

  • Взгляните на себя трезво: какие у вас на самом деле есть силы и возможности?
  • Посмотрите на другого человека без «наклеенных» ярлыков: он такой же человек, а не монстр.
  • Сделайте реалистичный прогноз: скорее всего, ничего катастрофического не произойдёт. А если и возникнут трудности, вы сможете с ними справиться.

Когда ваше восприятие станет более адекватным, изменятся прогнозы и эмоции. Страх и тревога уменьшатся, и необходимость убегать в игры пропадёт.

Чтобы научить человека адекватно воспринимать себя и других, в практике использую методы когнитивно-поведенческой терапии. Специализируюсь на работе с прокрастинацией последние 3 года. За это время накопил множество знаний о механизмах прокрастинации и способах её преодоления.

Когнитивно-поведенческий подход отличается направленностью на решение конкретных проблем и задач, что делает терапию относительно краткосрочной. Обычно работа над одним запросом занимает от 5 до 20 сессий. Цель терапии — дать вам навыки, при помощи которых вы сможете самостоятельно справляться с приступами прокрастинации в любых других ситуациях.

Детально о процессе терапии прокрастинации я расскажу на установочной встрече, которая длится 1,5 часа. За это время мы обсудим вашу ситуацию, сформулируем цели и сразу приступим к решению ваших задач.

Если вы хотите управлять не виртуальными персонажами, а своей собственной жизнью, приходите на установочную сессию.

Для записи отправьте слово «прокрастинация» в личные сообщения Telegram @maksim_vasil4enko.

Максим Васильченко, психология продуктивности