Найти в Дзене
Сайт психологов b17.ru

Если вы психолог и собираете отзывы

Утверждение: если вы заинтересованы в отзывах от клиентов/пациентов, то вы недополучаете деньги за вашу работу.

Речь идет о психологах, психоаналитиках. Хотя, пожалуй, психоаналитики, собирающие отзывы – это в целом нонсенс… это либо не психоаналитик, либо он не заинтересован в отзывах. Значит, речь о психологах.

Когда вы заинтересованы в публикации отзывов, в том, чтобы клиент оставил о вас и вашей работе отзыв, вы, конечно, имеете в виду «позитивный», «положительный» отзыв. Где клиент напишет, как ему всё понравилось, как вы быстро, грамотно и (желательно) легко решили все вопросы, и он ушёл абсолютно довольный. Согласитесь, каждому было бы лестно приятно получить такой отзыв, это так поддерживает наш нарциссизм!

Так вот, желая получить «позитивный» отзыв, вы и сознательно, и бессознательно будете стараться понравиться клиенту. Чтобы он точно был вами доволен.

И ваше беспристрастное отношение, ваша непредвзятость уже поколеблены. Вы не сможете вести себя полностью свободно, вам придется вводить цензуру на ваши высказывания и ваши решения. Вам придется где-то смолчать, где-то «проглотить» обиду, где-то сдержать возмущение, то есть вам придется подкупать клиента ради вашего "хорошего" образа, и он об этом знает. Чувствует.

Иными словами, вы становитесь несвободны. Вы не свободны в том, чтобы клиент мог считать вас «плохим». Замечу: ваша несвобода не в том, чтобы «быть плохим», а в том, чтобы клиент мог считать вас «плохим». Таким образом, клиент берет вас под свой контроль.

Не многие люди в принципе готовы к тому, чтобы выдерживать «негативные» чувства в свой адрес – вспомним незабвенное «на маму злиться нельзя!», – поскольку чтобы суметь это выдерживать, нужно продвинуться достаточно далеко в своём психическом развитии. Однако теоретически предполагается, что специалисты в сфере психического здоровья являются более развитыми психически, по сравнению к обращающимися к ним людьми, иначе как бы помощь была возможна. Но к сожалению, так бывает не всегда.

Так вот, коротко мысль моя состоит в том, что когда вы заинтересованы в отзывах, вы не свободны в своей речи, выражении чувств, поведении и в том, чтобы разрешить клиенту считать вас «плохим», и вам приходится подстраиваться и угождать клиенту, который бессознательно об этом знает и контролирует вас через этот процесс. Это такой бессознательный сговор: «вы мне подыгрываете и делаете скидочку, а я вам за это оставлю «позитивный» отзыв».

В итоге и работа может происходить только на первой «позитивной» волне «влюбленности» в нового специалиста, в «медовый месяц» (или год, как повезет) отношений. Многие специалисты на этом и останавливаются, не доходят до разворачивания негативного переноса, либо быстренько завершают работу при первых признаках изменения отношения. Зато полно «позитивных отзывов»! Можно тешить свой нарциссизм. Это плюс.

Минус в том, что пока вы угождаете клиентам и собираете «позитивные» отзывы, вы не рискнете ставить справедливую цену за свою работу. Реальная стоимость может фрустрировать клиентов, а вы же хотите быть в их глазах «хорошим», это во-первых. Во‑вторых, получается, что вы избегаете как минимум половины, а то и бОльшей части областей человеческой жизни и отношений: избегаете встречаться со злостью, с агрессией клиентов, избегаете фрустрировать клиентов и конфликтов с ними, избегаете всего того, где клиент может быть вами недоволен. Вы недозарабатываете – бессознательно сохраняя баланс «брать-давать» и где-то глубоко внутри понимая, что клиент неспособен с вами получить опыт во всех этих сферах, и ваши отношения остаются на достаточно формальном уровне, не идут глубоко. Не все чувства разрешены в таких отношениях.

Конечно, не собирать отзывы недостаточно для того, чтобы суметь быть в отношениях с клиентом полностью, свободно и непредвзято. Чтобы суметь выдерживать "негативные" чувства в свой адрес, есть смысл пройти личный анализ у психоаналитика, способного к проработке агрессии. Только способность иметь дело со своей и чужой агрессией даёт свободу иметь столько денег, сколько хочется, и дает возможность свободно озвучивать справедливую цену за свою работу.

П.С. Фото моё, Британский музей в Лондоне, 2007 г.

Автор: Савилова Анастасия Михайловна
Психолог, Психоаналитик Супервизор

Получить консультацию автора на сайте психологов b17.ru