Найти в Дзене
O K

Опера "Царская невеста" на исторической сцене Большого театра

В Большой театр на "Царскую невесту" мы ходили 28 сентября - я упоминала об этом в своей статье "Бюджетные ложи Большого театра". Перед заказом билетов я прочитала всё, что было написано об этой опере в интернете, и убедилась, что это та самая классическая постановка "Царской невесты" с певучими ариями и монологами, которые стоит услышать, и с легендарными историческими декорациями и костюмами, которые стоит увидеть, тем более - на исторической сцене Большого театра.
Оперу "Царская невеста" Николай Римский-Корсаков написал в сотрудничестве с Ильёй Тюменевым в 1898 году по одноименной драме Льва Мея. Партию Марфы Римский-Корсаков писал специально для Надежды Забелы - супруги художника Михаила Врубеля. Премьера оперы состоялась 22 октября 1899 года на сцене Московской частной русской оперы С. Мамонтова. Спектакль в оформлении Михаила Врубеля поставил один из основоположников отечественной оперной режиссуры Василий Шкафер, позже занимавший пост главного режиссера Большого театра.
В програ

В Большой театр на "Царскую невесту" мы ходили 28 сентября - я упоминала об этом в своей статье "Бюджетные ложи Большого театра". Перед заказом билетов я прочитала всё, что было написано об этой опере в интернете, и убедилась, что это та самая классическая постановка "Царской невесты" с певучими ариями и монологами, которые стоит услышать, и с легендарными историческими декорациями и костюмами, которые стоит увидеть, тем более - на исторической сцене Большого театра.
Оперу "Царская невеста" Николай Римский-Корсаков написал в сотрудничестве с Ильёй Тюменевым в 1898 году по одноименной драме Льва Мея. Партию Марфы Римский-Корсаков писал специально для Надежды Забелы - супруги художника Михаила Врубеля. Премьера оперы состоялась 22 октября 1899 года на сцене Московской частной русской оперы С. Мамонтова. Спектакль в оформлении Михаила Врубеля поставил один из основоположников отечественной оперной режиссуры Василий Шкафер, позже занимавший пост главного режиссера Большого театра.
В программке с описанием оперы "Царская невеста" 28 сентября было написано, что этот спектакль - 1185-й со дня первого представления в Большом театре с 1916 года и 83-й спектакль со дня последней современной постановки в 2014 году.

Премьера "Царской невесты" в Большом театре состоялась в 1916 году, через 17 лет после премьеры в Московской частной русской опере Мамонтова, когда первая исполнительница партии Марфы - Забела-Врубель была уже несколько лет мертва, а Мамонтовская опера закрыта.

Партию Марфы на премьере в Большом театре в 1916 году пела Антонина Нежданова - знаменитая оперная певица, солистка Большого театра с лирико-колоратурным сопрано. В том же году в партии Любаши в опере "Царская невеста" в Большом театре дебютировала Надежда Обухова - оперная певица с уникальным голосом - меццо-сопрано.. И в дальнейшем в этой опере всегда были заняты лучшие солисты Большого театра. Премьерой 1927 года дирижировал известный композитор и дирижёр Николай Голованов. В 1944 оперу ставил Борис Покровский, в 1955 году - Евгений Светланов.
Этот спектакль стал последней работой выдающегося театрального художника Фёдора Федоровского. Именно его монументальные исторические декорации, ставшие классикой «большого стиля», были воссозданы в 2014 году под руководством Альоны Пикаловой и украшают нынешнюю постановку Большого театра.

Декорации в первом действии оперы изображают горницу в доме опричника Григория Грязного. Григорий в раздумье: горячо полюбил он Марфу, дочь купца Собакина, но она просватана за молодого боярина Ивана Лыкова. Чтобы забыться, Грязной решил устроить пирушку, куда пригласил друзей и царского лекаря Бомелия. Приходят гости: опричники во главе с Малютой Скуратовым — другом Грязного, Иван Лыков и долгожданный Елисей Бомелий. Лыков рассказывает о чужих краях, откуда он недавно вернулся. Все славят государя Ивана Грозного, пируют и веселятся. Малюта вспоминает о Любаше. «Кто это...Любаша?» — спрашивает Бомелий. «Любовница Грязного, чудо-девка!» — отвечает Малюта. Грязной зовёт свою любовницу, на неё с вожделением смотрит Бомелий, пока Любаша по просьбе Малюты поёт песню о горькой доле девушки, вынужденной идти замуж за нелюбимого. Гости расходятся, Грязной задерживает Бомелия. Влюблённая в Григория Любаша, почуяв недоброе, подслушивает их разговор. Грязной просит у Бомелия приворотного зелья — «чтоб девушку к себе приворожить». Лекарь обещает помочь.

После ухода Бомелия Любаша горько упрекает Григория в том, что он разлюбил её. Но Грязной не слушает девушку. Звонят к заутрене. Григорий уходит. Любаша клянётся отыскать разлучницу и отворожить её от Грязного.

Второе действие оперы происходит на улице в Александровской слободе. Из монастыря после вечерни выходят прихожане. Марфа рассказывает подружке - Дуняше Сабуровой - о женихе Иване Лыкове. Вдруг из ворот монастыря появляется отряд опричников. Марфа не узнает во главе отряда царя Ивана Грозного, но её пугает пристальный взгляд всадника в доспехах. Лишь увидев отца и жениха Марфа успокаивается. Собакин приглашает Лыкова в дом, девушки идут вслед за ними. У дома Собакиных появляется Любаша. Она хочет видеть свою соперницу и заглядывает в освещённое окно. Любаша поражена красотой Марфы. В отчаянной решимости она бросается к Бомелию и просит его продать зелье, которое могло бы извести человеческую красоту. Бомелий соглашается в обмен на её любовь.

Второе действие оперы "Царская невеста" на исторической сцене Большого театра
Второе действие оперы "Царская невеста" на исторической сцене Большого театра

Возмущенная Любаша хочет уйти, но лекарь грозит рассказать о её просьбе Грязному. Доносящийся из дома Собакиных смех Марфы заставляет Любашу согласиться на условие Бомелия.

Второе действие оперы "Царская невеста" на исторической сцене Большого театра
Второе действие оперы "Царская невеста" на исторической сцене Большого театра

Самый интересный момент во втором действии оперы связан с появлением на исторической сцене Большого театра живой лошади, которую вывели - по сценарию - для самого Иоанна Васильевича Грозного, отправляющегося с опричниками на расправу. В конце второго действия разудалая ватага опричников во главе с всадником Иоанном Грозным ретировалась за кулисы под звуки зловещей песни со словами: "Гой! Гой! Гой! Во чистом поле они зверьё травили, супротивничков конём давили. Никому-то нет от молодцев защиты, все их вороги кругом лежат побиты. Такова живёт у молодцев расправа, за расправу ль эту до веку им слава!"

В третьем действии, после смены декораций, на исторической сцене Большого театра события развиваются в богатой горнице в доме купца Собакина. Хозяин рассказывает Лыкову и Грязному о том, что Марфа вместе с Дуняшей и другими боярскими дочерьми вызвана во дворец к царю на смотрины.

Встревожен Лыков, встревожен и Грязной. Собакин пытается успокоить жениха. Грязной вызывается быть дружкой на свадьбе у Лыкова.

Входит Домна Сабурова — мать Дуняши — и рассказывает о смотринах невест у царя. Царь едва взглянул на Марфу, но зато был очень ласков с Дуняшей. Лыков облегченно вздыхает. Григорий наливает две чарки — поздравить жениха и невесту, в чарку Марфы он подсыпает приворотное зелье. Как только Марфа входит в горницу, Григорий поздравляет наречённых, подносит им чарки. Марфа по старинному обычаю выпивает свою чарку до дна. Сабурова запевает величальную песню, которую подхватывают подружки невесты.

Торжественно появляется Малюта с боярами и объявляет волю Грозного — Марфа выбрана невестой царя и будет царицей.

В четвёртом действии декорации вновь меняются, и события из купеческой горницы переносятся в покои царского терема. Собакин опечален болезнью дочери: тяжелый неведомый недуг томит ее. Грязной приходит с царским словом и докладывает Марфе, что Лыков якобы покаялся в своем намерении извести Марфу зельем и царь приказал казнить его, что и выполнил он, Грязной, собственноручно.

Марфа в беспамятстве падает на пол. Очнувшись, она никого не узнает: принимает Грязного за Лыкова, ласково заговаривает с ним, вспоминая проведенные с женихом счастливые дни. Потрясенный Грязной сознаётся, что оклеветал Лыкова и сам погубил Марфу, поднеся ей приворотное зелье.

Грязной в отчаянии готов принять «грозный суд», но перед этим он хочет «разведаться» с обманувшим его Бомелием. «Разведайся со мною», — говорит ему появившаяся Любаша. Она рассказывает, что подменила отравой приворотное зелье, которое дали Марфе. Григорий убивает Любашу ударом ножа.

Но Марфа ничего не замечает. Все её мысли в прошлом, с Лыковым.

Сюжет оперы "Царская невеста", написанной по драме Льва Мея, основан на подлинной судьбе третьей жены царя Иоанна Грозного - Марфы Собакиной, умершей через две недели после свадьбы. В драме Мея много исторических имён, но либретто оперы не претендует на историческую достоверность, оно представляет только воображаемую картину событий, происходивших в 1571 году, когда царь Иоанн Васильевич из двух тысяч девиц выбрал себе в невесты Марфу Собакину - родственницу приближённого опричника Малюты Скуратова.

В оперной истории, как и в любом художественном произведении, много вымысла, однако многие факты, описанные в драме Мея, были взяты из документальных источников, в частности - из "Истории Государства Российского" Карамзина. Возможно, драматург решил написать "Царскую невесту" на основе карамзинских строк: "Злобный клеветник, доктор Елисей Бомелий предложил царю истреблять лиходеев ядом и составлял, как уверяют, губительное зелие с таким адским искусством, что отравляемый издыхал в назначаемую тираном минуту. Так Иоанн казнил одного из своих любимцев, Григория Грязного, князя Ивана Гвоздева-Ростовского и многих других, признанных участниками в отравлении царской невесты... Между тем царь 28 октября женился на больной Марфе, надеясь, по его собственным словам, спасти её сим действием любви и доверенности к милости божией; через шесть дней женил и сына на Евдокии; но свадебный пир заключился похоронами: Марфа 13 ноября скончалась, быв действительно жертвою человеческой злобы, или только несчастною виновницею казни безвинных".

В опере "Царская невеста" Евдокии выделена скромная роль подружки Марфы - Дуняши Сабуровой. В реальности - судьба Евдокии Сабуровой была драматичнее даже судьбы царской невесты Марфы Собакиной. Став супругой царского сына Ивана, того самого, который через десять лет падёт от отцовской руки, Евдокия Сабурова была вскоре после свадьбы отправлена в Покровский монастырь в Суздаль, где после пострига прожила ещё почти полвека под именем инокини Александры.

Актёры на исторической сцене Большого театра после оперы "Царская невеста"
Актёры на исторической сцене Большого театра после оперы "Царская невеста"

Роли главных персонажей в опере "Царская невеста" на исторической сцене Большого театра исполнили: Василия Собакина - заслуженный артист России, народный артист Республики Татарстан Михаил Казаков; Марфы Собакиной - Ольга Селивёрстова; Григория Грязного - Александр Краснов; Малюты Скуратова - Николай Казанский; Ивана Лыкова - Илья Селиванов; Любаши - заслуженная артистка России Елена Манистина; Елисея Бомелия - Пётр Мелентьев; Домны Сабуровой - заслуженная артистка России Ирина Рубцова; Дуняши Сабуровой - Дарья Белоусова. Бессловесную роль царя Иоанна Васильевича исполнил Денис Матвеев. Оркестром Большого театра 28 сентября дирижировал Алексей Богорад - коллега Валерия Гергиева, который был в то время на гастролях в Турции. Но Гергиева, дирижировавшего оркестром Большого театра, мы видели 7 июля на концерте "Стравинский-гала", о котором я рассказывала в своей предыдущей статье.
В последние годы Валерий Гергиев даже чаще, чем в Большом театре в Москве, дирижирует в Мариинском театре в Санкт-Петербурге. Там нам тоже однажды довелось побывать - в Мариинке мы смотрели оперу "Жизнь за царя". Тогда мы сидели в ложе бенуара, практически над оркестровой ямой, и вблизи смогли увидеть, как виртуозно дирижирует Валерий Гергиев. Прочитать о воссозданной опере "Жизнь за царя" можно в моей статье
"Историческая сцена Мариинского театра". А в моей подборке "Любимая Москва" можно найти несколько любопытных рассказов о московских театрах и концертных площадках. В ближайшее время я постараюсь опубликовать ещё несколько подобных театральных историй. Подписывайтесь на мой канал, чтобы не пропустить новые театральные публикации.