Золушка! Вот одна из самых точных зарисовок положения женщины в Средневековье. Бесправная сирота, чьё единственное спасение — удачно выйти замуж. В Тёмное время слабый пол балансировал между пьедесталом и сточной канавой. С одной стороны, женщину воспевали в балладах как «прекрасную даму». С другой, она была виновницей всех смертных грехов и разменной монетой в династических играх. Европейские церковники и законодатели сплели такую паутину запретов и обязанностей, что современным борцам за равноправие и не снилось.
Невеста на продажу
Для большинства женщин брак был не союзом влюблённых сердец, а «билетом в жизнь». Девушка в Средние века являлась главным активом своего отца, для которого брак — способ обогатиться: заключить политический союз, прирастить земли или уладить давнюю вражду. Девочек из аристократических семей могли обручить в 5-7 лет, а замуж выдать к 12-14.
Жених и отец невесты заключали подробный брачный контракт, где оговаривался размер приданого. Если «сундук» был скудным, девушку ждала незавидная участь — монастырь или статус старой девы. Какая такая романтика? Женщина в Средневековье была не невестой, а живым гарантом сделки, залогом мира или достатка.
Ни прав, ни голоса
Замужняя женщина прекращала существовать как самостоятельная единица и становилась тенью супруга. В средневековом праве это называлось coverture — то есть «покрытие». Отныне барышня не могла владеть собственностью. Не могла подать в суд или выступить свидетелем. Не могла составить завещание или заключить контракт без согласия суженного. Даже если женщина работала, то все кровно заработанные принадлежали мужу!
Супруг мог распоряжаться имуществом супруги по своему усмотрению, и точка. Захотел — продал, захотел — обменял. Женщина в Средневековой Европе, как «сирота при живых родителях». В юридическом смысле она переходила из-под власти отца под власть мужа. Её слово не имело веса, а мнение никого не интересовало. Вечно подопечная.
Коза отпущения
Вся средневековая теология была построена на идее, что женщина — «сосуд греха». Виновницей первородного греха была Ева, поддавшаяся искушению змея. И тень Евы падала на каждую женщину. Влиятельный богослов II века Тертуллиан писал, обращаясь к женщине: «Ты — врата дьявола... Ты так легко разрушила образ Божий, мужчину. Женщин считали по природе своей слабыми, блудливыми, склонными к обману и колдовству.
Любой катаклизм — неурожай, падёж скота и невиданную хворь — суеверная толпа могла списать на «женские козни» или ведьмовство. Женщина была козлом отпущения на все случаи жизни. Чего тут говорить... Когда любая травница или просто одинокая старуха с «дурным глазом» автоматически попадала в группу повышенного риска.
Родильная горячка
Ныне рождение ребёнка — счастливое событие. В Средневековье деторождение по рискам было равносильно отправке на битву. Виной тому — уровень медицины. По оценкам историков, из-за отсутствия элементарной гигиены и понимания анатомии, до 20% женщин уходили от послеродовых недугов и осложнений. То есть каждая пятая! Церковь запрещала делать «кесарево» живой женщине, так как это считалось лишением жизни.
Операцию проводили в исключительном случае — в отчаянной попытке спасти и крестить младенца, если роженица не дышала. Акушерство было в руках повитух, чьи знания основывались на опыте и суевериях. Поэтому роды для женщины были лотереей.
Маска для болтуньи
Особо «ретивых» женщин, которые осмеливались публично ругать своих мужей или соседей, ждало унизительное наказание — «уздечка сквернослова». Металлический ошейник-кляп надевали женщине на голову, а специальная пластина с шипами прижимала язык и не позволяла говорить. Женщину в железной маске могли водить по городу на потеху толпе, или же приковать к позорному столбу в центре поселения.
Иногда к кляпу прикрепляли колокольчик, чтобы привлечь ещё больше внимания! Наказание доставляло не только физическую боль, но и уничтожало репутацию. «Инструмент против сварливости» был особенно популярен в Англии и Шотландии с XVI века, но его прототипы существовали и раньше.
В целях воспитания
Так называемый абьюз не просто не осуждался, а был юридически закреплённой нормой. Муж считался полновластным хозяином не только имущества, но и всей жены. А значит имел полное право «воспитывать» её с помощью физических наказаний за непослушание, дерзкий ответ или плохо приготовленный ужин. Во многих европейских сводах законов прямо прописывалось, что муж может наподдать жене. Главное — не доводить до увечья, которое сделает её нетрудоспособной.
Сборник обычаев XIII века "Кутюмы Бовези" позволял мужу поднимать руку, «когда жена поступает неправильно». А трактат "Le Ménagier de Paris", он же «Парижский Домострой», советовал регулярно «запугивать и стращать» жену, чтобы держать её в повиновении.
Королева без короны
Вдовство было единственным состоянием, когда женщина могла обрести некоторую независимость. Вдова получала право управлять имуществом покойного мужа и вести дела. С одним только уточнением — до совершеннолетия наследника. По закону женщине полагалась «вдовья доля» — то есть треть имущества супруга. Некоторые предприимчивые вдовы становились весьма влиятельными фигурами и даже управляли купеческими гильдиями! Но это была палка о двух концах.
Одинокая женщина с состоянием была лакомым куском! Во-первых, её могли силой принудить к новому браку. Во-вторых, родственники часто пытались отобрать земли. В-третьих, одинокая женщина вызывала подозрения. Мало ли это она «помогла» мужу уйти? Неудивительно, что именно вдов чаще всего обвиняли в колдовстве.
Женский стартап
Вопреки стереотипу «о бедной и запертой в четырёх стенах», средневековая женщина была активной участницей экономической жизни. И одной из главных «женских» отраслей было... пивоварение! В Англии, например, женщину-пивовара называли "alewife" — то есть пивная жена. К слову, именно женщины практически монополизировали рынок хмельных услуг.
Хозяйка могла варить эль на своей кухне и продавать излишки желающим. Достаточно было повесить над дверью специальный знак — пучок веток или метлу! Среднее потребление пива в Англии могло достигать одного галлона (около 4,5 литров) на человека в день, так что спрос был стабильным. Однако с ростом городов и появлением пивоваренных гильдий, куда слабый пол не принимали, женский стартап канул в Лету.
Карьерная лестница
Кроме замужества был и другой, неочевидный вариант. монастырь — вот единственный социальный лифт, доступной женщине. Не хочешь замуж за седовласого богатея? Добро пожаловать. Нет денег на приданое? Двери монастыря открыты. Тянет к знаниям? Милости просим! Именно за монастырскими стенами женщина могла получить образование: научиться читать, писать, врачевать и управлять хозяйством.
Кстати, многие скриптории (мастерские по переписке рукописей) были женскими. А влиятельная немецкая монахиня Хильдегарда Бингенская была выдающимся мыслителем, писала книги, имела влияние при дворах и в церкви. С её мнением считались епископы и короли.
Ведьма ль ты? Спросим у реки!
Да, «охота на ведьм» — визитная карточка более позднего времени. Но корни мракобесия уходят глубоко в Средние века. Одним из самых «надёжных» способов вывести ведьму на чистую воду было... испытание водой. Рецепт простой. Обвиняемую в колдовстве связывали крест-накрест (большой палец правой руки к большому пальцу левой ноги) и бултых в ближайший водоём.
Чистая стихия воды, дескать, не примет к себе окаянную грешницу, и та непременно всплывёт как пробка. Всплыла? Значит ведьма — теперь ведите на костёр! Нет? Что ж, женщина была невиновна... Логика — железная! Испытание водой запретил Папа Иннокентий III ещё в 1215 году. Но в народе «проверка озером» жила ещё не одно столетие.