Найти в Дзене

Дико красиво, но дорого: как российский рынок круизов уперся в потолок

Оглавление

Прочитал на сайте Ассоциации Туроператоров, как на днях в Санкт-Петербурге, на форуме «Нева», обсудили перспективы речного круизного туризма. Для меня, как для человека, который много путешествует по России и не раз снимал рассветы с палубы теплохода, такие новости всегда особенно важны.

Цифры, которые впечатляют

Сегодня внутренние водные пути России – это 101 тысяча километров в 37 регионах. Работает около 20 компаний и больше сотни маршрутов. А общий пробег флота за сезон – 2,6 миллиона километров. Для сравнения: этого хватило бы, чтобы семь раз слетать до Луны.

Когда я слышу такие данные, у меня сразу всплывают свои впечатления: стоишь на палубе, вокруг безграничные просторы — и действительно понимаешь, что это путешествие особого масштаба. А если это ещё где-то на краю земли, то ощущения вообще такие, словно попал на другую планету. Но именно здесь начинается проблема: впечатления уникальные, а вот сама отрасль – в тупике.

Круиз по Енисею на теплоходе. Фото автора
Круиз по Енисею на теплоходе. Фото автора

Флот: старый и медленный

Сегодня в эксплуатации всего 110 судов — меньше половины от советского наследия. Средний возраст теплохода – 50 лет. За десять лет построено всего 6 новых судов, и даже с учётом планов обновления доля нового флота не дотянет и до 10%.

Эксперты справедливо говорят о необходимости господдержки. Но помогут ли новые суда, если общее предложение маршрутов всё ещё ограничено?

Представитель кетов на традиционной лодке на фоне круизного теплохода. Фото автора
Представитель кетов на традиционной лодке на фоне круизного теплохода. Фото автора

Спрос растёт, но не бесконечно

За четыре года число туристов увеличилось на треть, загрузка судов почти достигла 90%. Средний чек вырос на 70%. Премиальные каюты стали бронировать вдвое чаще, а раннее бронирование превратилось в норму.

Но уже звучат прогнозы: 2024–2025 годы – это пик, а дальше рынок начнёт остывать.

На мой взгляд, дело не только в возрасте флота. Рынок близок к пределу аудитории. Круиз, особенно премиального уровня, может стоить до миллиона рублей на человека – мягко говоря, далеко не каждому это по карману.

И при этом уникальных предложений не так уж много. Чтобы рынок не застыл, нужны не только новые теплоходы, но и новые маршруты – яркие, запоминающиеся. Но именно это самое сложное: лучшие направления лежат в зонах с непростой логистикой и суровым климатом.

Круизы
6937 интересуются