Найти в Дзене
Алекс Слайкер

Тренер который не играл

Тренер который не играл
Тренер который не играл

В Японии в эпоху Эдо, в провинции Кага, была знаменитая школа кэмари — старинной игры, где команды передавали ногами кожаный мяч, стремясь удержать его в воздухе как можно дольше. Славу школе приносила не только её традиция, но и величайший игрок своего времени, самурай по имени Такэдо. Его ловкость казалась сверхъестественной: он мог удержать мяч в полёте дольше всех, а его удары были и сильны, и изящны.

Свою роковую травму — разрыв связок на правом колене — Такэдо получил в день великого турнира в Киото. Мяч, отскочив от корня старой сосны, полетел за пределы поля. Не думая о себе, Такэдо в невероятном прыжке, в полном развороте, успел поддеть его носком обуви и, скрутившись, отправил обратно в игру, прежде чем упасть. Зрители ахнули, а мяч, как живой, продолжил свой полет. Но сам Такэдо, услышав хруст и почувствовав пронзительную боль, понял, что его нога больше не будет ему служить как прежде. Это был его последний и самый великий удар.

Горя желанием служить любимому искусству, он естественным образом стал главным тренером школы. Он учил тому, что знал лучше всех: силе удара, высоте прыжка, своей фирменной технике «полёт журавля».

Однако команда под его руководством постоянно роняла мяч и сильно отставала от других команд. Ученики, пытаясь копировать сложнейшие приёмы мастера, выглядели напряжёнными и неуклюжими.

Отчаявшись, старейшины школы пригласили нового советника — бывшего монаха по имени Сохэй. Сохэй в молодости был посредственным игроком, его физические данные были скромны, и он никогда не блистал в игре.

С первого дня Сохэй не показал ни одного удара. Вместо этого он сел на циновку в стороне и стал наблюдать. Через несколько дней он попросил игроков сделать всего одно изменение: встать не в линию, как учил Такэдо, а в форме летящих гусей. Каждый день он заставлял их играть с завязанными глазами, чтобы они учились чувствовать друг друга, а не просто смотреть на мяч. Он разучивал с ними простые, почти детские комбинации, отрабатывая их до автоматизма.

Такэдо, наблюдая за этим, кипел от возмущения.
— Это не искусство! — говорил он. — Они не учатся великому!

На следующих состязаниях всё изменилось. Команда двигалась как единый организм. Они не демонстрировали головокружительных трюков, но мяч, казалось, сам перетекал от игрока к игроку, находя всегда свободного человека. Они обыгрывали другие команды с разгромным счётом.

Потрясённый Такэдо подошёл к Сохэю после матча.
— Я не понимаю. Мои ученики не могут повторить и десятой доли того, что умел я. Как они смогли победить?
— Потому что ты учил их быть тобой, — ответил Сохэй. — А я помог им стать собой. Ты видел игру изнутри, как игрок. Я вижу её снаружи, как целое. Ты знаешь, как сделать один удар идеальным. Я знаю, как сделать так, чтобы все удары команды сложились в одну победу.

Превосходный игрок видит путь своего меча. Превосходный тренер видит всё поле боя. Знание того, как сделать что-то великое, не равно знанию того, как научить этому других.

Алекс Слайкер