Все знают о специфическом поведении птенца кукушки обыкновенной, который стремится всеми силами выпихать из гнезда законных сыновей и дочек своих приемных родителей.
Но не все знают, что этого специфического поведения у кукушонка хватает всего на 4-5 суток, а затем этот инстинкт просто отключается. И бывает, что вместе с кукушонком в гнезде остается-таки один родной птенчик, или даже не один.
Так бывает, если птенцы успели появиться на свет значительно раньше кукушонка, и к моменту его появления довольно хорошо окрепли. Либо же кукушка-мать просчиталась и подкинула яйцо в гнездо со слишком высокими, покатыми стенками, или вообще в дупло или иное место с узким входом.
Второй вариант, кстати, для кукушонка наиболее неблагоприятный. Вырастая, он просто уже не в силах покинуть гнездовье, так как становится гораздо шире входа в него. В общем, он застревает в нем навсегда, и приемные родители просто бросают его кормить с определенного момента. Бывали такие случаи.
Что же касается совместного проживания кукушонка со сводными сестрами и братьями в одном гнезде, то ничего хорошего законных птенчиков все равно не ждет: кукушонок растет намного быстрее, постоянно оттесняя этих птенцов от возможности получать корм из клювов родителей.
Он стремится перехватить всю приносимую ими пищу, объедая других птенчиков. Да и разрастается он на все гнездо.
Законные птенцы быстро слабеют, и вскоре вообще перестают составлять ему хоть какую-нибудь конкуренцию. В итоге через некоторое время он все равно остается один.
Хотя описаны случаи, когда законные птенцы побеждали кукушат, полностью оттесняя их от пищи, а так же случаи, когда кукушата и законные птенцы росли вместе в одном гнезде, и родители кормили всех одинаково. Но вот получалось ли при таком раскладе у пернатой пары вырастить и своих птенцов, и кукушонка – таких сведений в открытых источниках мне найти не удалось. Возможно, в годы особого изобилия пищи, бывало и такое.