Куда уходят деньги от цыганского попрошайничества?
Задумывались ли вы, почему цыганки вообще попрошайничают и не считают это дело сколько-нибудь зазорным? Даже если имеют деньги, все равно клянчат: "Позолоти ручку, дай детушкам на хлебушек, на операцию, сами мы не местные, отстали от поезда, сели на самолет".
А ведь тут все очень интересно.
- В цыганском языке есть особое слово для попрошайничества - "тэ мангэс", - писал знаменитый специалист-цыгановед Алексей Баранников. - Это сакральное слово, что рома используют, даже говоря на других языках, например, на русском. Цыганка скажет о себе - не "я пошла попрошайничать", а я пошла "на тэ мангэс".
Само слово "тэ мангэс" буквально можно понять как "молиться", "совершать молитву". Например, "тэ мангэс Дэвлэс" - по-цыгански буквально значит "молиться Богу". Отсюда же и слово "мангипэ" что можно понять как "молитва" или "попрошайничество".
- Попрошайничество цыгане считают своего рода молитвой Богу, - поясняет специалист Ольга Назарова. - Вокруг попрошайничества у рома сложились особые культы, традиции, суеверия. К примеру, цыганки считают: чем больше юбок наденешь, тем более денег принесешь домой с "тэ мангэс". Очень важно было идти на "тэ мангэс" в лохмотьях, босиком, с малыми и даже грудными детьми. Ведь так больше подадут.
Удивительно, но сегодня те же румынские цыгане могут своих детей отправить попрошайничать даже в красивой одежде, с мобильными телефонами. Много не подадут точно, но обычай "тэ мангэс" будет исполнен.
- Цыгане считают: у них нет своей страны. А Бог заповедал им по всему миру кормиться. И "тэ мангэс" святым делом богоудным назвал. Цыганские предания гласят: милостыня все равно, что молитва, - поясняет Ольга Назарова. - И выпрашивая подачки, цыганки так Господу молятся. Говорят: для "гадже" (нецыган) помочь цыганке с малыми детьми - заповеданная возможность Господу угодить, милость совершить. Отправить на уличный "тэ мангэс" свою супругу с детьми легко может даже самый богатый цыганский барон.
Впрочем, под "тэ мангэс" и попрошайничеством цыгане могут понимать и мелкую торговлю, гадание, а также воровство ненужных (по их мнению) вещей у гаджо (чужаков). За "мангипэ" сойдет в Западной Европе, той же Испании, и фотографирование туристов рядом с цыганками в ярких одеждах - "дай сколько дашь" за фотку. Или же продажа нехитрых амулетиков. В Париже у Эйфелевой башни балканские цыганки могут запросто раздавать цветы - тоже "за сколько дашь". И в случае если не получат ничего, могут легко цветок забрать назад.
- Единственное важное условие - милостыню должна именно женщины или дети просить. Ибо это считается чисто женским и детским занятием полуритуальным, "работой" малых и слабых, - поясняет Ольга Назарова. - Хотя для мужчин тоже абсолютно запретным не считается делать "мангипэ" - но лишь в самом крайнем случае реальной нужды.
Но кому же достаются эти деньги, что цыганки попрошайничеством набирают? Питерская цыганка Джамиля рассказывает:
- Треть я оставляю себе и детям. Две трети забирает муж. Треть он себе оставляет. И еще примерно треть отдает наверх - баронам.
А вот друг у друга милостыню цыгане не просят. Считается, что это удел отношений рома исключительно с "гадже". То бишь, получение денег и благ из внешнего общества. Если же цыган реально будет нуждаться, то остальная община ему и так на помощь придет - безо всяких просьб и мольбы.
- В общем, если резюмировать кратко, то для цыган попрошайничество вовсе не столько источник дохода, сколько древняя традиция, что как считается среди рома и им поможет пред Господом угодить, и заодно гаджо душу очистит.