Найти в Дзене
ЭврикаХаб

Почему современные дети не могут усидеть на месте

Он ёрзает на стуле, крутится, встаёт без разрешения, отвлекается на каждое движение за окном. Учитель просит: «Сядь и успокойся!», родители говорят: «Ты что, с ума сошёл?», а он просто... не может остановиться. Мы привыкли называть это гиперактивностью, дефицитом внимания, недостатком дисциплины. Но что, если проблема не в ребёнке? Что, если проблема в том, где мы его заставляем сидеть? Школа, кружки, транспорт, дома за столом — всё это время он должен быть в позе слушателя, в состоянии покоя, в режиме «жди своей очереди». А его организм, мозг, нервная система эволюционировали для движения, исследования, действия. Когда мы требуем от него неподвижности, мы просим его игнорировать свои природные инстинкты. И тогда энергия, которую он не может выплеснуть, вырывается наружу — в виде ерзанья, резких движений, импульсивности. Для взрослого человека часами сидеть на одном месте — нормально. Для ребёнка это стресс. Его мозг развивается благодаря сенсорному опыту: прикосновениям, звукам, запах
Оглавление

Он ёрзает на стуле, крутится, встаёт без разрешения, отвлекается на каждое движение за окном. Учитель просит: «Сядь и успокойся!», родители говорят: «Ты что, с ума сошёл?», а он просто... не может остановиться.

Мы привыкли называть это гиперактивностью, дефицитом внимания, недостатком дисциплины. Но что, если проблема не в ребёнке? Что, если проблема в том, где мы его заставляем сидеть?

Школа, кружки, транспорт, дома за столом — всё это время он должен быть в позе слушателя, в состоянии покоя, в режиме «жди своей очереди». А его организм, мозг, нервная система эволюционировали для движения, исследования, действия.

Когда мы требуем от него неподвижности, мы просим его игнорировать свои природные инстинкты. И тогда энергия, которую он не может выплеснуть, вырывается наружу — в виде ерзанья, резких движений, импульсивности.

ru.pinterest.com
ru.pinterest.com

Движение — это не вред, а необходимость

Для взрослого человека часами сидеть на одном месте — нормально. Для ребёнка это стресс.

Его мозг развивается благодаря сенсорному опыту: прикосновениям, звукам, запахам, пространственному ориентированию. Он учится не только разумом, но и телом.

Когда он бегает, лазает, прыгает, он тренирует:
— координацию,
— равновесие,
— пространственное мышление,
— регуляцию эмоций.

А когда его лишают движения, он теряет не только физическую форму. Он теряет возможность полноценно развиваться.

И тогда то, что мы воспринимаем как «неусидчивость», на самом деле является попыткой компенсировать недостаток активности.

Почему стало хуже?

Раньше дети проводили много времени на улице. Они ходили в школу пешком, играли во дворе, помогали по хозяйству. Движение было частью повседневной жизни.

Сейчас:
дорога до школы — на машине или автобусе,
перемены — в классе или под присмотром,
после уроков — кружки, репетиторы, домашние задания,
свободное время — за гаджетами.

Физическая активность сведена к минимуму. А требования к концентрации внимания только растут.

В школе приходится сидеть по 6–7 часов подряд.
Умственная нагрузка возрастает.
А физическая — исчезает.

Это как держать воздушный шарик, наполненный воздухом. Пока ты его держишь, с ним всё в порядке. Но стоит ослабить хватку — и он резко взлетит вверх.

То же самое происходит с энергией ребёнка.

barcelonafootballblog.com
barcelonafootballblog.com

Когда диагноз становится ярлыком

Не все дети, которые не могут усидеть на месте, страдают СДВГ.

Но из-за постоянного давления, непонимания и сравнения с другими многие получают ярлык «трудного».

Их начинают лечить, ограничивать, изолировать. А вместо этого им нужно:
— больше двигаться,
— чаще делать перерывы,
— учиться в формате, который позволяет вставать, ходить, действовать.

Да, у некоторых детей действительно есть неврологические особенности. Но даже им помогает не только медикаментозная терапия, но и создание среды, соответствующей их потребностям.

Что можно сделать?

Во-первых, перестаньте считать движение врагом обучения.

Пусть в классе будут:
— фитболы вместо стульев,
— рабочие зоны стоя,
— короткие физкультминутки между уроками.

Второе — давать возможность «выпустить пар».

— Прогулка перед уроками.
— Активные игры на перемене.
— Физкультура не как обязанность, а как радость.
— Проектная деятельность, где нужно что-то делать руками.

Третье — изменить подход к поведению.

Вместо «Немедленно сядь!» спросите:
— «Тебе тяжело сидеть? Давай сделаем паузу».
— «Хочешь пройтись по кругу, чтобы собраться?»
— «Как тебе удобнее работать — сидя или стоя?»

Такие слова не ослабляют дисциплину. Они учат самоконтролю.

dailysignal.com
dailysignal.com

Главное — не контроль, а понимание

Ребёнок не хочет вас ослушаться. Он хочет соответствовать, но не может в такой форме.

Если мы будем продолжать требовать от него невозможного — сидеть, как взрослый, — мы не воспитаем дисциплинированного ученика. Мы воспитаем подавленного, напряжённого, потерянного в системе, которая его не принимает.

А если мы начнём уважать его потребность в движении, то поможем ему стать целостным, уверенным в себе, способным учиться и жить в гармонии с собой.

А как у вас?
Сталкивались ли вы с тем, что ваш ребёнок не может усидеть на месте?
Что помогало, а что, наоборот, усиливало беспокойство?

Делитесь в комментариях.
Подписывайтесь на «ЭврикаХаб».

Читайте также: