Найти в Дзене

Чем гордятся создатели обжиговой машины №3 на Михайловском ГОКе

Оглавление
ОМ-3 — уникальный по масштабу и значению технологический комплекс, сочетающий самые современные экологичные, инновационные и энергосберегающие технологии. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»
ОМ-3 — уникальный по масштабу и значению технологический комплекс, сочетающий самые современные экологичные, инновационные и энергосберегающие технологии. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»

25 сентября 2025 года исполнилось десять лет с момента запуска на Михайловском ГОКе обжиговой машины №3 – первого в постсоветской эпохе комплекса по производству окатышей. О том, как команда проекта буквально с нуля построила современное производство, какие смелые инженерные решения и технологии заложила в его основу и почему сделала ставку на отечественного производителя, рассказывает главный инженер Михайловского ГОКа Павел Пузаков. Именно он руководил строительством ОМ-3, а затем долгое время возглавлял фабрику окомкования.

Павел Пузаков. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»
Павел Пузаков. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»

– Павел Викторович, ОМ-3 стала первым технологическим комплексом такого масштаба, построенным в постсоветскую эпоху. Как вам удалось создать команду для реализации этого проекта в период, когда в отрасли сменилось целое поколение специалистов?

– Кадровый вопрос всегда стоял остро, даже в те, далёкие уже времена. Первую команду мы начали формировать еще в 2008 году, и она почти на 100% состояла из работников Михайловского ГОКа. Было очень сложно: первая и вторая обжиговые машины были критически загружены. Поэтому нужно было найти кадровый баланс для выполнения текущих производственных задач и реализации инвестиционного проекта.

В кризисном 2009 году проект был приостановлен. Возобновили его в 2011-м. В дирекцию ОМ-3 вошла примерно половина первоначальной команды. Но главным подспорьем стало то, что к проекту присоединился такой мэтр отечественной металлургии, как Борис Иванович Борисенко. Выйдя на заслуженный отдых, он согласился вернуться и занял пост главного инженера проекта ОМ-3. Его опыт был просто бесценен.

Строительство ОМ-3 стало настоящей проверкой на прочность и профессионализм для сплочённой команды, костяк которой составили специалисты Михайловского ГОКа. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»
Строительство ОМ-3 стало настоящей проверкой на прочность и профессионализм для сплочённой команды, костяк которой составили специалисты Михайловского ГОКа. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»

Костяк новой команды составили инженер Сергей Пузанов, главный механик Александр Бородин, механик Сергей Покаленко. Игорь Данилов отвечал за энергетику, Олег Тен – за снабжение. Марат Шагидуллин был, по сути, главным строителем. 90% своего времени посвящал этой стройке начальник управления капитального строительства МГОКа Михаил Рудаков, прораб Николай Сибилев. Это была сильная и сплочённая команда единомышленников.

Самая мощная и эффективная

– Чем ОМ-3 принципиально отличалась от существовавших тогда аналогов, в том числе на самом Михайловском ГОКе? Какие новые технологии и решения были применены впервые?

– На момент проектирования и строительства это была самая мощная обжиговая машина на всём постсоветском пространстве. Её плановая производительность – 630 тонн окатышей в час – была рекордной для Евразии. Наш главный принцип был таков: чем выше удельная нагрузка на квадратный метр площади обжига, тем машина экономичнее, экологичнее и эффективнее. И это решение мы заложили в проект ещё на стадии его разработки.

Но главным технологическим прорывом стало внедрение математической модели, разработанной совместно с научно-производственной организацией «ТОРЭКС». Она позволила оптимально выстроить три основных процесса – сушку, упрочняющий обжиг и охлаждение. Границы между этими этапами стали более плавными и стабильными, что дало нам больший объём продукции более высокого качества.

Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»
Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»

Экологичность машины определяла передовая трёхколлекторная система использования вторичных газов. Газы, образующиеся при охлаждении окатышей, не выбрасываются в атмосферу, а направляются обратно в процесс для сушки, создавая замкнутый цикл. Это свело к нулю так называемый «парниковый эффект» от работы ОМ-3.

Еще одно отличие и преимущество машины – её технологическая цепочка. Если на ОМ-1 и ОМ-2 обезвоживание железорудной пульпы происходит на обогатительной фабрике, то здесь этот процесс интегрирован в производство ОМ-3. Это делает технологию более управляемой, гибкой и локализованной в одном цехе, что повышает общую эффективность.

Наше, российское

– ОМ-3 – это отечественные технологии и агрегаты. Почему ещё в то время, когда речь не шла об импортозамещении, сделали ставку на отечественного производителя?

– Во-первых, у нас уже был богатый положительный опыт использования российского оборудования. Первые две машины Михайловского ГОКа – «детища» «Уралмаша». Их надёжность, доказанная десятилетиями бесперебойной работы, позволила нам с уверенностью заключить контракт на комплексную поставку оборудования и для третьей машины. Доля отечественного оборудования в проекте составила около 95%. Как показало время, это решение было правильным.

Процесс обезвоживания железорудной пульпы на ОМ-3 интегрирован в действующее производство. Это делает технологию более управляемой, гибкой и более эффективной. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»
Процесс обезвоживания железорудной пульпы на ОМ-3 интегрирован в действующее производство. Это делает технологию более управляемой, гибкой и более эффективной. Фото Владимира Авдеева / «Медиацентр»

– Что вы лично испытали в тот знаковый момент, когда премьер-министр Дмитрий Медведев нажал на кнопку «Пуск»?

– Торжественный пуск – это не финал, а старт новой, не менее ответственной работы. После получения первой продукции начинается длительный этап опытно-промышленных испытаний, отладки всех процессов. Поэтому, когда машину запустили в работу, и пошли первые окатыши, чувства были двойственными – и гордость, и понимание предстоящего объёма задач.

Я был горд перед своей семьёй: на запуске присутствовала моя жена. Горд за наш коллектив, который в непростое время реализовал проект. Ведь ничего подобного в стране не строили целых 30 лет, с момента запуска обжиговой машины на комбинате «Карельский окатыш» в 1985-м. Мы были и заказчиком, и генподрядчиком, сформировали собственную строительную организацию «Рудстрой», которая затем стала основой для других проектов. Тогда я уже знал, что после ввода машины в эксплуатацию мне предстоит возглавить это производство и вывести его на лидерские показатели.

И мы это сделали! Если первая обжиговая машина выходила на проектную мощность четыре года, то ОМ-3 мы вывели на все гарантийные позиции за несколько месяцев. А уже в ноябре 2016 года, при плане в 630 тонн в час, мы достигли производительности в 664 тонны. Это прирост в 5%, что для такого оборудования – довольно много.
Не останавливаясь, мы приступили к следующим реконструкциям: начали разработку документации по увеличению производительности, снижению удельных расходов газов и электроэнергии…

На перспективу

– Как менялась ОМ-3 за эти 10 лет? Какие модернизации были проведены и что планируется в будущем?

– Изначально машина была спроектирована с прицелом на будущее. Мы закладывали возможность не только производить традиционные доменные окатыши, но и перейти на выпуск окатышей для металлизации – сырья для производства ГБЖ. Мы прошли путь от пробных партий окатышей DR-grade до их промышленного выпуска.  В прошлом году подписан долгосрочный контракт на поставку данных окатышей в адрес промышленной группы ОМК.  В настоящее время на ОМ-№3 отлажена технология по производству окатышей с содержанием железа выше 67,0% и кремния ниже 2,5%. И мы не только работаем над увеличением объёмов и качества окатышей, но и повышаем производительность, снижаем удельные расходы энергии. И делаем это постоянно.

ОМ-3 в фактах и цифрах

  • В фундамент корпусов и оборудования залили 131 тысячу 689 кубометров бетона. Это сравнимо со строительством одноподъездного панельного дома в 730 этажей.
  • Строители смонтировали 23,5 тысячи тонн металлоконструкций. Это в два раза больше, чем вес Эйфелевой башни.
  • Вес обжиговой машины составляет 2377 тонн, газоходов – 1154 тонны.
  • Совокупная длина подземных коммуникаций достигает 28 тысяч погонных метров – как от Железногорска до села Дерюгино.

Евгений Дмитриев