Найти в Дзене
Театр, кино

«Елизавета Английская». Театр Ермоловой. Один из лучший спектаклей прошлого сезона.

Елизавету I и её антагониста Филиппа Испанского играют актёры Евгения Дмитриева и Константин Плотников. Режиссер Владимир Киммельман поставил страшную сказку об английской королеве. О тяготах семейного проклятия, которое сегодня принято называть дамокловым мечом семейного сценария. «Жизнь всегда отнимала у меня самое дорогое…» - простонет Елизавета, которая вынуждена отдать приказ о казни своего юного любовника. Тут же она вспомнит и печальную судьбу своей матери Анны Болейн, и жестокость отца Генриха VIII. От судьбы не уйдёшь. Красная перчатка на правой руке словно напоминание о кровавых расправах, таком рядовом явлении 16 века, как сегодня разнос на летучке. Алая перчатка – одно из лучших визуальных решений спектакля. Художественное решение яркое, хотя и вторичное. (В спектакле МХТ Кирилла Серебренникова «Трехгрошовая опера» белую перчатку носил Хабенский. Роль не вытянул, но благодаря эффектным жестам белой пятерни запомнился.) В царствование Елизаветы в Англии окончательно сформиро

Елизавету I и её антагониста Филиппа Испанского играют актёры Евгения Дмитриева и Константин Плотников.

Режиссер Владимир Киммельман поставил страшную сказку об английской королеве. О тяготах семейного проклятия, которое сегодня принято называть дамокловым мечом семейного сценария. «Жизнь всегда отнимала у меня самое дорогое…» - простонет Елизавета, которая вынуждена отдать приказ о казни своего юного любовника. Тут же она вспомнит и печальную судьбу своей матери Анны Болейн, и жестокость отца Генриха VIII. От судьбы не уйдёшь. Красная перчатка на правой руке словно напоминание о кровавых расправах, таком рядовом явлении 16 века, как сегодня разнос на летучке.

Алая перчатка – одно из лучших визуальных решений спектакля. Художественное решение яркое, хотя и вторичное. (В спектакле МХТ Кирилла Серебренникова «Трехгрошовая опера» белую перчатку носил Хабенский. Роль не вытянул, но благодаря эффектным жестам белой пятерни запомнился.)

В царствование Елизаветы в Англии окончательно сформировалась система абсолютной монархии. Очевидно, власть – ее суперсила.

Истории о власти особенно волнуют, когда это истории о женской судьбе. Евгения Дмитриева в первом акте отчаянно комикует. Она лысая и в неглиже. Образ бесполого существа врезается в память. Угловатая, ёрничающая, бесстыжая, в белых мужских трусах… Потеря гендера, надежды на женское счастье. Этот образ профдеформации она отыгрывает на 100 процентов. Кто бы сомневался? Она одна из самых лучших комедийный актрис. Яркая, технически оснащенная.

Второй акт строже, драматичнее. Вылезли старые травмы. Голос актрисы спускается на низкие, почти утробные обертона. Тут она играет нутром. Как говорит знакомый психолог, кричит нутром, словно из матки. Из нерожавшей матки, стоит уточнить.

-2

Спектакль неровный, местами действие провисает. Много попыток поддать эффекта этому шоу. Попыток пойти на поводу у зрителей, охочих до осовременивания. Например, социальная дистанция обозначена репликой: «Такая милфа не для тебя!» Зал хохочет. Что-то родное, словно из Камеди клаба.

Что зацепило? Очень интересная попытка поиграть с темами секса и власти, с их переплетением. Попытки Филиппа Испанского овладеть Елизаветой, их взаимное влечение и отталкивание. Они находят продолжение в попытках развязать войну, овладеть хоть не Елизаветой, так ее страной. Константин Плотников играет эту мужскую агрессию и похоть очень смачно. Евгения Дмитриева тут тоже достает из своего нутра такие женские и соблазнительные свойства, что феромоны долетают до последнего ряда амфитеатра.

Конечно, трудно сравнивать этот бенефисный спектакль с еще одним воплощением роли Елизаветы, со спектаклем «Играем Шиллера» в постановке Римаса Туминаса в «Современнике». Спектакль другого ранга и уровня режиссерского мастерства – строгий, трагический. Но невольно мысленно сравниваю. Марина Неелова (Елизавета I) и Елена Яковлева (Мария Стюарт) играли просто грандиозно.

-3
-4
-5
-6