Найти в Дзене

Самая курьёзная картина Харлема — «Добрый самаритянин».

Голландский художник Корнелис Ван Харлем написал картину «Добрый самаритянин» в 1627 году. Картина полна крайне любопытных деталей. Но чтобы их понять, важно сначала разобраться в сюжете. А изобразил художник сцену из притчи Иисуса Христа о добром самаритянине. Как-то шел один человек (иудей) из одного города в другой. На него напали разбойники. Разули, раздели, избили. Лежал этот несчастный, не в силах подняться. Мимо прошел иудейский священник, но не остановился. Потом иудей-левит, служитель храма. И тоже прошел мимо. И вот на дороге появился самаритянин с ослом. Он остановился и помог несчастному. Намазал ему раны вином и маслом, а затем отвез в ближайшую гостиницу. Там он оставил раненого на попечение хозяина заведения, заплатив за уход. Самаритяне принадлежали к отдельной этно-религиозной группе, чьи ритуалы богослужения немного отличались от иудейских. В результате самаритяне и иудеи относились друг к другу с презрением и даже ненавистью. А тут, получается, несмотря на вражду, од
Оглавление
Корнелис ван Харлем. Добрый самаритянин. 1627. Частная коллекция.
Корнелис ван Харлем. Добрый самаритянин. 1627. Частная коллекция.

Голландский художник Корнелис Ван Харлем написал картину «Добрый самаритянин» в 1627 году.

Картина полна крайне любопытных деталей. Но чтобы их понять, важно сначала разобраться в сюжете.

А изобразил художник сцену из притчи Иисуса Христа о добром самаритянине.

Сюжет притчи

Как-то шел один человек (иудей) из одного города в другой.

На него напали разбойники. Разули, раздели, избили.

Лежал этот несчастный, не в силах подняться.

Мимо прошел иудейский священник, но не остановился. Потом иудей-левит, служитель храма. И тоже прошел мимо.

И вот на дороге появился самаритянин с ослом. Он остановился и помог несчастному. Намазал ему раны вином и маслом, а затем отвез в ближайшую гостиницу. Там он оставил раненого на попечение хозяина заведения, заплатив за уход.

Самаритяне принадлежали к отдельной этно-религиозной группе, чьи ритуалы богослужения немного отличались от иудейских.

В результате самаритяне и иудеи относились друг к другу с презрением и даже ненавистью.

А тут, получается, несмотря на вражду, один помог другому. Безвозмездно. Тогда как свои же (левит и священник) прошли мимо.

Это притча о доброте и отзывчивости вне религиозных и этнических убеждений. И рассказал её Христос на вопрос учителя закона (раввина): «Кто есть мой ближний?»

Но надо уточнить один момент по поводу священника и левита. По закону они не могли прикасаться к мертвому телу, даже на похоронах ближайших родственников.

Вполне возможно, что они прошли мимо, как раз подумав, что человек уже мертв. И тем самым они поставили законы и религиозные ритуалы выше человеческого милосердия.

Немного искусствоведения

Теперь обсудим то, как эту притчу изобразил голландский художник Корнелис ван Харлем.

Несчастного он написал так, будто перед нами вовсе не избитый человек, а только что созданный Адам в райском саду. Настолько у него идеализированное тело! Причём полностью обнаженное. И лишь причинное место прикрыто тонким шелковым шарфиком (вопрос, откуда взялась такая изысканная вещь на дороге?)

Мне вот понятно, у кого художник подсмотрел своего «Адама». А заодно и шелковый шарфик.

Микеланджело. Сотворение Адама. 1511. Сикстинская Капелла в Ватикане.
Микеланджело. Сотворение Адама. 1511. Сикстинская Капелла в Ватикане.

Согласитесь, герой похож на Адама Микеланджело.

-3

На самом деле, тут художника можно понять. Едва ли заказчикам хотелось смотреть на покалеченное тело, покрытое синяками и кровоподтеками. Идеализация — привычное дело для барокко XVII века.

Но что с ослом?

Почему он превратился в лошадь? Да ещё такую недоумевающую. Она словно вопрошает: «Какого фига ты ему помогаешь? Он же не самаритянин. Он ненавидит твоих соплеменников!»

Да, лошадь здесь, видимо, эту роль на себя и берет: указателя на конфликт интересов. А кому ещё вопрошать? На дороге-то никого.

Вспомните, на кого равнялся Харлем. Да, на Микеланджело! Его избитый путник слишком хорош собой, чтобы рядом с ним изображать какого-то осла. Хотя именно это животное фигурирует в притче из Евангелия Луки. Но лошадь смотрится благороднее, как ни крути. Даже если она недоумевает по поводу поступка своего хозяина самаритянина.

Сразу оговорюсь, что Харлем не дотягивает до мастерства Микеланджело. Хотя бы тем, что делает ошибки в изображении человеческой анатомии.

Обратите внимание: ладони героя больше, чем его стопы.

-4

Его стопы такие маленькие, что сложно поверить, будто он мог стоять и ходить.

Самая странная деталь картины

Обратите внимание на гигантский клубок бинтов на переднем плане «Доброго самаритянина».

На самом деле, это не бинты. Они есть на картине, но в другом месте. Видите скомканные ткани рядом с рукой раненого?

А на переднем плане - головной убор самаритянина. Уверена, что в реальности у него такого не было. Подобное носили представители знати Османской империи.

Тициан. Султан Османской Империи Сулейман II Великолепный. 1530-е. Музей истории искусств в Вене.
Тициан. Султан Османской Империи Сулейман II Великолепный. 1530-е. Музей истории искусств в Вене.

Османская империя появилась намного позже описанных в притче событий. Прошло порядка тринадцати веков, прежде чем начали носить подобные головные уборы.

Зачем же Харлем вручил его самаритянину?

Дело в том, что представители Османской Империи воспринимались современниками Харлема как враги. Они вызывали страх и презрение. Чтобы сделать образ самаритянина более понятным для нидерландцев XVI века, художник изобразил его похожим на знатного мусульманина того времени.

***

Если Вам близок мой стиль изложения, и Вы хотите по-настоящему разбираться в живописи, я могу отправить Вам на почту бесплатный цикл уроков. Для этого заполните простую форму по этой ссылке.