Найти в Дзене
Рисовалки Андрея

23 смешные карикатуры про воришек и грабителей от разных художников

Помните этот сакральный момент из детства, когда ключ от квартиры оставляли под придверным ковриком? Или, если уж совсем конспирация, в почтовом ящике, который закрывался на честное слово и кусочек проволоки. Сейчас это кажется безумием, какой-то сюрреалистической наивностью, но ведь так жил огромный пласт людей. И дело тут вовсе не в том, что воровать было нечего. Было. Хрусталь в серванте звенел, ковры на стенах висели, а уж импортный магнитофон вообще приравнивался к золотому слитку. Дело было в каком-то удивительном, почти детском ощущении безопасности, которое мы, кажется, безвозвратно утеряли где-то между дефолтом и появлением домофонов. Я часто думаю об этом феномене, когда прохожу мимо современных жилых комплексов. Заборы, шлагбаумы, консьержи с лицами отставных полковников, камеры, которые смотрят на тебя с каждого угла, как глаз Саурона. Мы обросли броней, но стали ли мы спокойнее? Едва ли. Парадокс в том, что чем толще стальная дверь, тем тревожнее сон. Тема воровства и гра
Вячеслав Шилов (за старое)
Вячеслав Шилов (за старое)

Помните этот сакральный момент из детства, когда ключ от квартиры оставляли под придверным ковриком? Или, если уж совсем конспирация, в почтовом ящике, который закрывался на честное слово и кусочек проволоки. Сейчас это кажется безумием, какой-то сюрреалистической наивностью, но ведь так жил огромный пласт людей.

Дубинин Валентин (Ограбление)
Дубинин Валентин (Ограбление)

И дело тут вовсе не в том, что воровать было нечего. Было. Хрусталь в серванте звенел, ковры на стенах висели, а уж импортный магнитофон вообще приравнивался к золотому слитку. Дело было в каком-то удивительном, почти детском ощущении безопасности, которое мы, кажется, безвозвратно утеряли где-то между дефолтом и появлением домофонов.

Евгений Кран (поймали)
Евгений Кран (поймали)

Я часто думаю об этом феномене, когда прохожу мимо современных жилых комплексов. Заборы, шлагбаумы, консьержи с лицами отставных полковников, камеры, которые смотрят на тебя с каждого угла, как глаз Саурона. Мы обросли броней, но стали ли мы спокойнее? Едва ли. Парадокс в том, что чем толще стальная дверь, тем тревожнее сон.

Богорад Виктор (Опрос)
Богорад Виктор (Опрос)
-5

Тема воровства и грабежа в нашей культуре вообще стоит особняком. Она странная, двоякая. С одной стороны — уголовный кодекс и неприятный холодок по спине, когда обнаруживаешь, что в метро кто-то слишком плотно прижался к твоему карману.

Тарасенко Валерий (Олигарх)
Тарасенко Валерий (Олигарх)

С другой — мощнейший пласт фольклора, где жулик часто выступает персонажем чуть ли не симпатичным. Вспомните Остапа Бендера. Или Юрия Деточкина. Мы ведь не воспринимаем их как преступников в сухом юридическом смысле. Для нас это трикстеры, люди, бросающие вызов системе, обстоятельствам, скуке, в конце концов.

Кийко Игорь (Квартирный вор)
Кийко Игорь (Квартирный вор)
Тарасенко Валерий (Скрытая камера)
Тарасенко Валерий (Скрытая камера)

Наверное, именно поэтому карикатуристы так любят эту тему. В ней есть нерв. В ней есть вечный конфликт между «моё» и «чужое», который на бумаге превращается в абсурдную комедию положений.

Тарасенко Валерий (Урок философии)
Тарасенко Валерий (Урок философии)

Художники, работающие в этом жанре, удивительно точно улавливают одну деталь: воровство — это всегда вторжение хаоса в упорядоченный мир обывателя. И смеемся мы не над тем, что кого-то обокрали (это как раз грустно), а над нелепостью самой ситуации.

Вячеслав Шилов (защищен)
Вячеслав Шилов (защищен)

Я как-то наблюдал сцену на даче. Сосед, человек основательный и серьезный, установил сигнализацию на сарай, где хранились старые велосипеды и, кажется, стратегический запас банок для солений. И вот однажды ночью эта сирена взвыла так, что проснулся весь поселок. Мы, вооружившись кто черенком от лопаты, кто фонариком, побежали спасать имущество.

Дубинин Валентин (Не лёгкий путь)
Дубинин Валентин (Не лёгкий путь)

Оказалось, в сарай залез еж. Обычный еж, который, видимо, искал тепла или решил, что он тоже имеет право на частную собственность. Мы стояли там, заспанные, в трениках, с этими лопатами, смотрели на перепуганного ежа и хохотали. Вот этот момент — когда пафос защиты сталкивается с ничтожностью угрозы — это и есть чистая природа юмора.

Кийко Игорь (С улыбкой)
Кийко Игорь (С улыбкой)

В карикатурах этот диссонанс работает безотказно. Образ грабителя там почти всегда каноничен. Это такая маска, символ. Полосатая тельняшка, черная маска, мешок за плечами. В реальности вы таких персонажей не встретите, современные домушники выглядят скорее как курьеры доставки или сотрудники ЖЭКа. Но в сатире важен именно этот театральный атрибут. Он сразу обозначает правила игры.

Кийко Игорь (Скрытая камера)
Кийко Игорь (Скрытая камера)

Интересно наблюдать, как меняется контекст. Раньше, в старых журналах, вор часто изображался как человек, который покушается на социалистическую собственность. Несун. Тот, кто тащит с завода гвозди, потому что «ты здесь хозяин, а не гость». Это была сатира социальная, бичующая пороки. Сейчас акценты сместились.

Корсун Сергей (рэкет)
Корсун Сергей (рэкет)

Теперь это история про социальное неравенство, про абсурдность богатства и про то, что красть, по сути, стало сложнее не технически, а морально — потому что непонятно, у кого ты крадешь: у такого же бедолаги или у того, кто сам украл гораздо больше.

Дубинин Валентин (Впереди Слава)
Дубинин Валентин (Впереди Слава)

Есть в этом и философский аспект. Ведь что такое ограбление в философском смысле? Это внезапное перераспределение материи. Человек годами копил, строил, обставлял свою норку, создавал иллюзию стабильности вещами.

Тарасенко Валерий (Должен сидеть)
Тарасенко Валерий (Должен сидеть)

А потом приходит некто в маске и за пять минут доказывает, что вся эта стабильность — фикция. Вещи не принадлежат нам, они просто временно находятся в нашем распоряжении. И смех здесь выступает как защитная реакция. Смеясь над незадачливым грабителем, который застрял в форточке, или над хозяином, который повесил семь замков на пустой холодильник, мы примиряемся с зыбкостью нашего бытия.

Тарасенко Валерий (Вундеркинд)
Тарасенко Валерий (Вундеркинд)

Мне кажется, художники очень тонко чувствуют этот момент — момент встречи двух миров. Мира уютного, домашнего, в тапочках и с газетой, и мира уличного, опасного, дикого. И когда эти миры пересекаются в одной гостиной, происходит искра. Иногда страшная, но в рисунке — всегда смешная.

Тарасенко Валерий (Миноносец)
Тарасенко Валерий (Миноносец)

Помните, как в «Иван Васильевич меняет профессию» Жорж Милославский, этот обаятельный жулик, искренне возмущался тем, что его «обокрали»? «Все, что нажито непосильным трудом!» — кричал он. В этом крике — вся суть нашего отношения к собственности. Даже вор считает, что украденное им — это уже его, кровное, честное. Эта человеческая черта, это умение мгновенно присваивать и считать своим, — неиссякаемый источник для иронии.

Тарасенко Валерий (Естественный отбор)
Тарасенко Валерий (Естественный отбор)

А еще я заметил, что тема воровства в юморе часто связана с глупостью. Преступник редко изображается гением (если это не кино про друзей Оушена). Чаще это недотепа, который путает квартиры, забывает инструменты или вступает в душевные разговоры с жертвой. Может быть, нам просто хочется верить, что зло глупо? Что оно не всесильно, что оно может поскользнуться на банановой кожуре или банально запутаться в шторах. Это успокаивает. Если зло смешно, оно уже не так страшно.

Николай Рачков (Угон)
Николай Рачков (Угон)

Есть и другой ракурс. Бытовая клептомания, с которой, наверное, сталкивался каждый. Ручки в банках, зажигалки друзей, чайные ложечки в кафе. Мелочи, которые мы присваиваем машинально. Мы не считаем это воровством, скорее — трофеями.

Серебряков Роман (Коллега)
Серебряков Роман (Коллега)

Я однажды поймал себя на том, что у меня в кармане лежит чужая зажигалка, хотя я даже не курю. Откуда она взялась? Загадка. Видимо, какой-то древний инстинкт собирательства, который дремлет в каждом из нас, иногда просыпается и требует добычи. И когда карикатурист гипертрофирует эту черту, доводит ее до абсурда, мы узнаем в этом себя. Не уголовников, конечно, но людей, которым свойственны маленькие слабости.

-22

Или возьмите вечную тему дачных краж. Это же отдельный эпос. У людей уносят старые дырявые ведра, шланги, которые помнят еще Брежнева, стопки журналов «Огонек» за восемьдесят пятый год. Зачем? Кому это нужно? Рационального ответа нет. Это какой-то круговорот хлама в природе. Один сосед украл у другого, чтобы потом у него украл третий. Вещи живут своей бурной жизнью, путешествуют, меняют хозяев, пока мы сидим в городе.

-23

Юмор
2,91 млн интересуются