В июле 1951 года Toyota бросила вызов самой себе, а заодно и всему автомобильному миру. Задача казалась невыполнимой: покорить на прототипе священную гору Фудзи. Пилот Итиро Тайра за рулём необычного автомобиля сумел добраться до шестой станции подъёма. Это был не просто рекламный трюк, а заявление – Япония и Toyota возрождаются из пепла войны.
Автомобиль, на котором совершили подъём, назывался Toyota BJ – «Тойота-Джип». Он до боли напоминал американский Willys MB, но его возможности говорили сами за себя.
Прототип, который должен был выжить
После войны Япония лежала в руинах. Союзные войска привезли с собой культовые Willys MB. Увидев их, в Toyota поняли, что это их шанс. Взяв за основу агрегаты своего грузовика SB и 3.4-литровый рядный шестицилиндровый двигатель, инженеры всего за пять месяцев создали прототип внедорожника. Toyota BJ была не просто копией. Это был автомобиль весом в четверть тонны, длиной 3,68 метра, с колёсной базой 2,29 метров. Он мог перевозить двух-четырёх человек под брезентовым верхом. Узнаваемая решётка радиатора с семью прорезями – дань уважения Willys. Но мотор у него был свой – он развивал 84 лошадиные силы, превосходя показатели американского оригинала. Коробка передач – трёхступенчатая механика, а вместо понижающей передачи использовалась чрезвычайно короткая первая. С точки зрения дизайна это была Toyota, которая выглядела как WIllys.
В послевоенной Японии речь шла не о доли рынка, а о выживании. Заводы были разрушены, ресурсы – на исходе. Когда в 1950 году началась Корейская война, США разместили заказ на производство военных автомобилей в Японии. Это было проще и дешевле, чем возить их из Америки. Toyota получила чертежи Willys MB как техническое задание, и в компани подошли к делу прагматично. Простой дизайн с плоскими панелями и вертикальным стеклом был удобен для производства, однако механическую начинку переосмыслили – родной 2.2-литровый двигатель Willys MB заменили на более мощный и тяговитый Type B. Конструкцию адаптировали под свои нужды, расширив колею для устойчивости. К 1953 году производство BJ на 90% состояло из местных комплектующих, а к 1955-му автомобиль экспортировался уже в 14 стран.
Угроза суда и рождение легенды
Но успех «Тойоты-Джип» не остался незамеченным. В 1954 году Willys-Overland Motors предъявила претензии по поводу использования торгового знака «Jeep». Toyota, не заинтересованная в затяжном конфликте, пошла на уступки. Японцы утверждали, что слово «джип» стало нарицательным для всех внедорожников, и они не имели дурных намерений. В результате, Toyota отказалась от спорного названия. Решение пришло быстро, и появилась имя Land Cruiser. Его придумал технический директор Ханджи Умехара, вдохновившись покорением горы Фудзи. Это был не просто ребрендинг – это был шаг вперёд, от военного прошлого к гражданскому будущему.
Уже в ноябре 1955 года мир увидел Land Cruiser 20-й серии. Автомобиль получил новые двигатели, увеличился его клиренс и грузоподъёмность. Он оставался аскетичным, но стал заметно комфортнее.
Список поколений Land Cruiser, идентифицируемых по кодам шасси (J-кодам) и годам выпуска:
J20/J30 (1950-е годы)
J40 (1960-1984)
J55 (1967-1980)
J60 (1980-1989)
J70 (с 1984 года по настоящее время)
J80 (1990-1997)
J100 (1998-2007)
J200 (2008-2021)
J300 (с 2021 года по настоящее время)
К 1956 году покупателям предлагалось более двадцати (!) конфигураций кузова. Land Cruiser стал символом возрождения не только Toyota, но и всей страны, а смена поколений лишь укрепляла статус легенды. Модели J40, J60, J70 и другие становились эталонами надёжности во всём мире. Современный Land Cruiser 300 – это уже высокотехнологичный гибрид с 2.4-литровым турбодвигателем, выдающий 326 л. с. и 630 Нм крутящего момента, но в нём живёт душа того самого прототипа, который в 1951-м бросил вызов горе Фудзи. Land Cruiser Prado: J90, J120, J150 и современный J250... Тот первый подъём был не просто испытанием, а началом пути, который превратил смелую копию, собранную из того, что было под рукой, в мировую икону бездорожья – Toyota Land Cruiser.