Найти в Дзене

Как учителю понять, является ли ситуация буллингом или это просто обида и претензии ученика?

В продолжение серии статей о школьном буллинге, которые я публикую с хэштэгом #ШкольныйБуллингКакЗащититьРебенка, сегодня хочу поговорить об одной из самых сложных задач для учителя – как отличить реальный буллинг от обычной детской обиды или претензий. В предыдущих статьях я писала о том, что такое буллинг, как учителям и родителям понять, что столкнулись с буллингом. Эти материалы дают базовое понятие о проблеме и позволяют по описанным в статьях признакам выявить очевидные случаи травли. Однако на практике не все так однозначно. Часто ситуации оказываются сложнее, чем кажется на первый взгляд. Часто дети, особенно младшего возраста, могут воспринимать любое замечание сверстников или конфликт как «обиду» или даже «буллинг». Это может быть связано с их эмоциональной незрелостью, повышенной чувствительностью или просто желанием привлечь к себе внимание взрослых. С подростками дело обстоит иначе, но не менее сложно. Ведь именно в этом возрасте дети переживают период активного формирован

В продолжение серии статей о школьном буллинге, которые я публикую с хэштэгом #ШкольныйБуллингКакЗащититьРебенка, сегодня хочу поговорить об одной из самых сложных задач для учителя – как отличить реальный буллинг от обычной детской обиды или претензий.

В предыдущих статьях я писала о том, что такое буллинг, как учителям и родителям понять, что столкнулись с буллингом. Эти материалы дают базовое понятие о проблеме и позволяют по описанным в статьях признакам выявить очевидные случаи травли. Однако на практике не все так однозначно. Часто ситуации оказываются сложнее, чем кажется на первый взгляд. Часто дети, особенно младшего возраста, могут воспринимать любое замечание сверстников или конфликт как «обиду» или даже «буллинг». Это может быть связано с их эмоциональной незрелостью, повышенной чувствительностью или просто желанием привлечь к себе внимание взрослых. С подростками дело обстоит иначе, но не менее сложно. Ведь именно в этом возрасте дети переживают период активного формирования своей идентичности. Любое замечание или конфликт могут быть восприняты как попытка унизить или исключить из группы, а ведь именно в этом возрасте дети ищут «свою стаю». Участие в группе единомышленников становится для них крайне важным, так как именно на мнение сверстников они ориентируются больше всего. При этом подростки часто скрывают свои истинные чувства, маскируя их агрессией или безразличием.

Именно поэтому перед учителем встает серьезная дилемма: как не пропустить настоящую травлю, но при этом не раздувать из типичных конфликтов проблему там, где ее нет. Когда ребёнок обращается к учителю с жалобой на одноклассников, важно тщательно разобраться и не усугубить ситуацию неправильной интерпретацией.

Первое, на что стоит обратить внимание, — это систематичность происходящего. Буллинг всегда носит повторяющийся характер: одна и та же форма агрессии (оскорбления, насмешки, физическое воздействие) применяется регулярно. Если ребёнок рассказывает об единичном случае, например о ссоре на перемене или шутке, которая его задела, то это скорее конфликт, чем буллинг. Но если такие ситуации возникают постоянно, длятся неделями или даже месяцами, то это уже тревожный сигнал.

Второй важный критерий — неравенство сил. В ситуации буллинга жертва оказывается в более уязвимом положении по сравнению с агрессором. Это может проявляться в физической слабости, меньшей популярности в классе или страхе перед противником. Если ребёнок говорит, что он «не может постоять за себя» или боится ответить, это указывает на дисбаланс сил. В обычной ссоре дети чаще находятся на равных и могут открыто выражать свои эмоции.

Третий аспект — намеренность и мотивация агрессора. При буллинге действия агрессора направлены на то, чтобы унизить, запугать или изолировать жертву. Если ребёнок говорит, что его специально игнорируют, обзывают обидными словами или распространяют о нём слухи, то это серьёзный повод задуматься о систематическом насилии. Однако если конфликт возник на почве недопонимания, зависти или случайной шутки, это может быть просто локальная обида, которую можно разрешить с помощью диалога.

Четвёртый момент — эмоциональное состояние ребёнка. Учитель должен внимательно следить за тем, как ученик описывает ситуацию. При буллинге дети часто испытывают сильную тревогу, страх или чувство безысходности. Они могут говорить о том, что «не хотят идти в школу», «боятся встречаться с одноклассниками». Если ребёнок злится, но при этом не проявляет страха или беспомощности, это может быть признаком обычного конфликта.

Наконец, важно проверить информацию. Иногда дети могут преувеличивать или интерпретировать события через призму своих эмоций. Например, шутка, которая была воспринята как насмешка, может быть невинным замечанием. Учитель может поговорить с другими участниками ситуации, понаблюдать за взаимодействием детей в классе или обратиться за помощью к школьному психологу для более глубокого анализа.

Если после всех проверок выяснится, что ситуация действительно является буллингом, важно действовать быстро и решительно. Это включает в себя работу с агрессором, поддержку жертвы и создание безопасной среды в классе. Однако если выяснится, что конфликт вызван личными обидами или недопониманием, задача учителя — помочь детям наладить конструктивный диалог и научить их разрешать споры мирным путём.

Главное — сохранять нейтралитет и не торопиться с выводами. Каждая ситуация уникальна, и только анализ ситуации и внимательность к деталям поможет учителю определить, что именно происходит в классе и как лучше помочь детям.

#ШкольныйБуллингКакЗащититьРебенка