Найти в Дзене
Knomary

Эмодзи в образовательном тексте: 😍 или 🙅

В цифровой среде мы постоянно видим смайлики: в мессенджерах, соцсетях и даже на сайтах компаний. Образовательный контент – тоже часть цифровой среды. Как вам кажется, насколько уместны в нем смайлики? Предлагаем вместе порассуждать об этом. SMM – social media marketing – это маркетинг в соцсетях, где бизнес пересекается с личной жизнью людей. Поэтому требования к таким текстам – особые. Посты компаний в соцсетях должны бесшовно вписываться в ленту пользователей: вот пост друга про рыбалку, вот – фото со свадьбы подруги, а рядом – рассказ о новых вафлях из кафе у дома. Все – примерно в одном неформальном стиле, чтобы не вызывать недоумения и отторжения. В таких текстах смайлики органичны и уместны: их используют в постах люди, значит, можно и компаниям – все органично! Как вам такой текст? Конечно, ощущения субъективны, но у нас этот текст вызывает ощущение неловкости и неуместности. Давайте-ка попробуем убрать смайлики. Как вам кажется, стало ли лучше? Настроение текста точно изменило
Оглавление

В цифровой среде мы постоянно видим смайлики: в мессенджерах, соцсетях и даже на сайтах компаний. Образовательный контент – тоже часть цифровой среды. Как вам кажется, насколько уместны в нем смайлики? Предлагаем вместе порассуждать об этом.

Смайлики в SMM

-2

SMM – social media marketing – это маркетинг в соцсетях, где бизнес пересекается с личной жизнью людей. Поэтому требования к таким текстам – особые.

Посты компаний в соцсетях должны бесшовно вписываться в ленту пользователей: вот пост друга про рыбалку, вот – фото со свадьбы подруги, а рядом – рассказ о новых вафлях из кафе у дома. Все – примерно в одном неформальном стиле, чтобы не вызывать недоумения и отторжения.

В таких текстах смайлики органичны и уместны: их используют в постах люди, значит, можно и компаниям – все органично!

Смайлики в новостях

-3

Как вам такой текст? Конечно, ощущения субъективны, но у нас этот текст вызывает ощущение неловкости и неуместности. Давайте-ка попробуем убрать смайлики.

-4

Как вам кажется, стало ли лучше? Настроение текста точно изменилось на более формальное и серьезное, хотя TOV мы не трогали и не меняли ни одно слово.

Новости – это пересказ событий, который по стандартам журналистики должен быть максимально беспристрастным. Смайлики же носят явный эмоциональный оттенок, что заставляет сомневаться в их уместности.

Разница поколений

Уместность и беспристрастность – это не единственная проблема.

-5

Казалось бы, смайлик один и тот же, а разные поколения воспринимают его по-разному. Для кого-то скобки – это улыбка или досада, а для кого-то – «дед ногтей насыпал».

С учетом того, что курсы часто делаются для максимально широкой ЦА – «все сотрудники компании, женщины и мужчины, от 18 до 65 лет», то предсказать их реакцию на смайлики невозможно.

Восприятие смайликов

Ученые уже не раз задавались вопросом, как мы воспринимаем смайлики. Чаще всего они рассматривали смайлики в контексте переписок и оценивали два направления: дружелюбие и компетентность собеседников.

Так, исследования восприятия сообщений в текстах менеджеров онлайн-поддержки и преподавателей показали, что люди, которые используют смайлики в переписке, воспринимаются более дружелюбными, но менее компетентными, и наоборот.

При этом, если человеку что-то не нравится, например, в уровне сервиса или качестве товара, то смайлики будут его только раздражать.

-6

Восприятие многих смайликов зависит от контекста, но и здесь могут быть разночтения. Например, в исследовании 2022 года пользователям предложили соотнести эмодзи и их значения. Однозначные значения получили только 1,2% смайликов, а 4,3% – настолько неоднозначны, что их описания неотличимы от случайно выбранных. Большинство изученных эмодзи находятся между двумя крайностями. Получается, что эмодзи часто трудно воспринимать вне контекста, да и с контекстом не всегда получается однозначно. Это может снижать ясность текста.

И все? Не используем смайлики и точка? Не совсем.

Смайлики как часть сторителлинга

Мы считаем, что смайлики в образовательных текстах все-таки могут быть уместны. Один из примеров – сторителлинг.

Например, ваш курс выглядит как переписка коллег в мессенджере или по ходу обучения коллега-проводник присылает мотивирующие сообщения. А может быть, интерфейс вашего курса стилизован под соцсеть или форум, где о продуктах рассказывают в виде постов? В этих случаях смайлики не просто уместны, но и полезны для поддержания сторителлинга.

-7

Нельзя забывать и про специфику ЦА. Если это люди преимущественно молодые, часто общаются в социальных сетях и редко расстаются с телефоном, то смайлики для них уже часть языковой среды. Их можно попробовать внедрить и в обучение. Но важно делать это осторожно, чтобы не превращать обучение в развлекательный контент. И помните: смайлики тоже подвержены моде. Скобки уступают место улыбкам, улыбки – плавящемуся лицу и ноготочкам, а ноготочки – черепкам и клоунам. И посыл этих эмодзи тоже постоянно меняется. Есть риск, что в попытке казаться современными и интересными для молодой ЦА вы лишь подчеркнете свою оторванность от нее.

-8

Подведем итог: использовать смайлики в электронном обучении можно, если это оправдано. Например, они могут присутствовать в сторителлинговых вставках и текстах для молодой ЦА. В остальном образовательный контент – это все еще официально-деловой тон, и смайлики в нем часто выглядят так же чужеродно, как и в новостях. И, что важнее, порождают двусмысленность, разные трактовки и порой воспринимаются как насмешка. Но кто знает, что будет дальше? 🙂