Найти в Дзене
Сны и предсонье

Книги о Крыме: П. Сумароков "Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году"

Расскажу о книгах о Крыме, цитаты из которых я использую в некоторых статьях. Я по старинке предпочитаю бумажные издания, с них и начнем. А потом посмотрим остальные книги, уже в электронном формате. В поездку я заказала себе две книги. Первая к Крыму отношения не имеет. Она о сновидениях — это Дэвид Мэдсен «Шкатулка сновидений». Вторую выбрала тематическую: Анатолий Демидов, князь Сан-Донато «Путешествие в Южную Россию и Крым в 1837 году». Книгу Демидова выложила из багажа — показалась тяжелой. А вот Мэдсена прочитала еще в поезде до Симферополя, так что в Ялте я пошла в Дом книги (улица Московская 9А) и приобрела «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» Павла Сумарокова, а еще — Переса-Реверте «Королева Юга». Кстати, очень приятный книжный: хороший выбор и вполне вменяемые цены. Сумарокова я читала на пляжах, а с работой Демидова ознакомилась уже после возвращения. Начнем же по порядку.
Павел Иванович Сумароков (ок. 1767-1846) принадлежал к известному дворянскому роду.

Расскажу о книгах о Крыме, цитаты из которых я использую в некоторых статьях. Я по старинке предпочитаю бумажные издания, с них и начнем. А потом посмотрим остальные книги, уже в электронном формате.

В поездку я заказала себе две книги. Первая к Крыму отношения не имеет. Она о сновидениях — это Дэвид Мэдсен «Шкатулка сновидений». Вторую выбрала тематическую: Анатолий Демидов, князь Сан-Донато «Путешествие в Южную Россию и Крым в 1837 году». Книгу Демидова выложила из багажа — показалась тяжелой. А вот Мэдсена прочитала еще в поезде до Симферополя, так что в Ялте я пошла в Дом книги (улица Московская 9А) и приобрела «Путешествие по всему Крыму и Бессарабии в 1799 году» Павла Сумарокова, а еще — Переса-Реверте «Королева Юга». Кстати, очень приятный книжный: хороший выбор и вполне вменяемые цены. Сумарокова я читала на пляжах, а с работой Демидова ознакомилась уже после возвращения. Начнем же по порядку.


Павел Иванович Сумароков (ок. 1767-1846) принадлежал к известному дворянскому роду. Его дядя, Александр Петрович Сумароков (1717-1777) был известным драматургом и возглавлял первый русский театр.

Свое путешествие Павел Иванович, как уже понятно из названия, совершил в 1799 году, а уже в 1800 году его книга увидела свет — при поддержке княгини Варвары Васильевны Голицыной, которой он ее и посвятил.

Книга Сумарокова любопытна тем, что это путевые заметки о первозданном Крыме — без парков, курортов, дворцов на побережье и толп путешественников. В 1799 году полуостров был нетронутым краем с яркими нравами и обычаями местных жителей.

С мая по июль 1799 года Сумароков проехал Крым почти целиком — от Перекопа до Керчи. Он побывал в Симферополе (стар. Акмечеть) и Феодосии (стар. Кафа), Ялте и Судаке, Старом Крыму и Бахчисарае, Балаклаве и Севастополе (стар. Ахтиар), Евпатории (стар. Кезлев) и Алуште. Его маршрут затронул и небольшие селения, например, — Карасубазар (ныне Белогорск), Ушкют (совр. Приветное), Кудчук-Юзень (совр. Малореченское), Куру-Юзень (совр. Солнечногорское). Благодаря этому книга становится настоящей «картой» Крыма конца XVIII века. А я перечислила еще и не все места.

Я приобрела переиздание, вышедшее в 2022 году в симферопольском издательстве «Бизнес-Информ». Книга начинается с подробной статьи о жизненном пути Павла Сумарокова: его семье, сочинениях, государственной службе и опале, взаимоотношениях с современниками и, конечно, о путешествиях в Крым.

Да, визит 1799 года был не единственным. В 1802 году Сумароков был назначен судьей в Крымскую комиссию. И совершил второе путешествие на полуостров, о чем тоже написал книгу — «Досуги крымского судьи, или второе путешествие в Тавриду» (Спб, 1803). Именно из этого издания я взяла черно-белые иллюстрации для поста. Переизданий у книги не было, но оригинал можно легко найти в электронном виде.

-5

«Путешествие в 1799 году» читается легко, но иногда встречаются типичные для 18 века высокопарные пассажи, когда автор не скупится на эмоции и метафоры. Вот, например, фрагмент описания пути в Ялту:

«Тут везде зрение услаждается, сердце ощущает удовольствия, и душа, исполненная восторга, парит в горняя открыть премудрого сему Виновника. Одним словом, слаба кисть, недостаточно перо, чтобы изобразить хотя б мало этой красы! О, вы бессмертные наши стихослагатели! ты, великий Лирик, и ты, сладостный творец Семиры! здесь-то бы надлежало вам бряцать на стройных лирах своих. Взирая при брегеты ревущего моря на разверстые пропасти, на курящиеся верхи гор, и на смеющиеся предметы, воображение ваше еще более бы воспламенялось, и открыло бы вам новые в картинах тайны. Вот сии громады, помещенные одни на другие, сказали бы вы, напоминают брань гигантов против богов.»

Сейчас нам этот стиль может показаться чрезмерным, но в этом и его прелесть: он позволяет почувствовать восторг автора-путешественника, для которого почти все вокруг было открытием.

А вот образец описания татарского быта в местечке Карасубазар (ныне — Белогорск):

«Отсюда мы вошли в кофейный дом, куда татары сбираются пить кофий, курить табак и прохлаждаться, Он состоит из одной комнаты, устланной по полу коврами с отгороженными вокруг диванами, и тут на очаге беспрестанно варился кофий. Татары, поджавши ноги, раскуривали из поставленных пред ними жаровен свои трубки, между собою разговаривали; иные из них играли в шашки, и это было публичным местом их забав. При виде моем они кланялись мне, прижимая руки к груди, сажали меня подле себя, подали тотчас мне трубку, и потчевали кофеин без сахара и сливок, такая чашка продается по одной паре, то есть по три денежки»

В Бахчисарае я с удовольствием приобщилась к культуре пития кофе, правда уже в привычном нам варианте — со сливками и с сахаром. И ковры с диванами, как и двести лет назад, по-прежнему в ходу и создают атмосферу восточного уюта.

Я бы посоветовала эту книгу всем, кто, как и я, любит открывать для себя разные места не только через прогулки и поездки, но и через страницы старинных путевых заметок.

Переиздание 2022 года можно найти в продаже, несмотря на небольшой тираж (1000 экземпляров). Если же предпочитаете электронный формат, то легко найдете в сети оригинал 1800 года.

-8

Нет, не конец. Пусть будет P.s. Не могу не поделиться описанием крымских сезонов из второй книги Сумарокова. Мне кажется, это необычно и непривычно для нас. Особенно понравилась "худая Зима".

-9