Основное внимание в этот раз привлекут экспедиционные зарисовки, посвященные костюмному комплексу крещеных татар. Сохранилось не так много изображений, где можно увидеть не отдельные детали, а целостный образ. Поэтому особую ценность для нашего исследования представляют наброски, сделанные участниками полевых выездов.
В центре изучения оказалась серия зарисовок, выполненных в 1972 и 1975 годах в Пестречинском, Рыбно-Слободском и Елабужском районах ТАССР. Авторами рисунков выступили не только А.А. Мазанов, но и этнограф Ю.Г. Мухаметшин, чьи работы также отличает чуткость к деталям и точность в передаче народной культуры.
Одежда крещеных татар – результат многовекового исторического процесса, происходившего под воздействием различных факторов, повлиявших на формирование устоявшихся костюмных комплексов, наиболее ярко проявившихся в женском образе, в отличие от мужского, который был в целом схожим, а различия незначительными. В его основу входила глухая туникообразная рубаха, которую носили навыпуск, подпоясав узким поясом әзәр и штаны с широким шагом. У молодых мужчины она была выше колен и не сильно широкая, в отличие от пожилых. Верхняя плечевая одежда шилась распашной, разной длины и рукавами или проймами для продевания рук. Использовали холст, сукно, полусукно домашнего изготовления, фабричные хлопчатобумажные и шерстяные ткани, мех. Широким тканевыми поясом билбау подпоясывали верхнюю одежду. Дома ходили с непокрытой головой. В весенне-летний период на улице носили валяные шляпы эшләпә с опущенными полями. В зимнее время – шапки с матерчатым верхом и меховой опушкой.
На ногах как мужчины, так и женщины носили лапти в сочетании с вязаными, суконными чулками. Из лыка также бытовала обувь в форме башмаков җүкә башмак на деревянной подошве. Основным видом мужской кожаной обуви были сапоги русского образца с пришивной подошвой күн итек. Женщины и девушки носили кожаные ботинки.
В заказанском комплексе выделяются две подгруппы. Первая, условно называется пришошминской, характерна была на территории современного Балтасинского и Кукморского районов, вторая – примешенской, типична для Пестречинского, Мамадышского, Сабинского, Лаишевского, Рыбно-Слободского районов РТ.
В пришошминском комплексе нижняя одежда представлена домотканой рубахой с верхним воланом и декорированным грудным разрезом разноцветными полосами ткани по типу изү, передником с грудкой из браного холста. В тёплое время на улице носили чоба из белой и полосатой домоткани, кесәбикә и камзул из адраса. Основным головным убором к концу XIX века являлся фабричный платок, который повязывали, сложив на угол. В качестве украшений носили муенса и перевязи хәситә.
Особенностью примешинского комплекса является наличие у замужних женщин – баш бәйләү, включающего в себя волосник мәләнчек, покрывало сүрәкә и височное украшение җилкәлек. Завершающей частью является ак яулык, который повязывали поверх сүрәкә чалмообразно.
В свадебный, или комплекс молодухи входило покрывало түгәрәк җаулык.
Девушки носили калфак с налобной повязкой ука чачак, крупные серьги или околоушные подвески и накосник тезмә.
Рубаха и фартук в обиходе были, как и в предыдущем комплексе. Камзолы шили длиной до колена. В холодное время носили чикмән или әрмәк с отрезной присборенной спинкой, позднее казакин. Из шейно-нагрудных украшений бытовали – муенса, түшлек, хәситә
Елабужский комплекс распространен на территории современных Елабужского и Менделеевского районов. В него входила туникообразная рубаха с верхним воланом, из домотканой или фабричной ткани и штаны с широким шагом.
Поверх носили передник с грудкой из пестряди, с выборным узором. Из верхней одежды бытовали с прямыми или боковыми надрезами сборами – укалы җилән и с отрезной присборенной спинкой – әрмәк. Голову покрывали волосником, головным покрывалом баш яулык или чукол, повязкой налобной из позумента или монет маңгай тәңкәсе. В праздничные и обрядовые дни женщины вместо чукол носили сүрәкә без “крыльев”, его налобная часть была полукруглой формы, обильно декорированная золотной вышивкой. В качестве украшений бытовали муен җака и перевязь муйтомар.
К сожалению по другим комплексам изображения костюмов в экспедиционных материалах не представлены.
Д.Ф. Гатина-Шафикова