— Катя, держи младенца! — эти слова режиссера Станислава Говорухина стали для актрисы Натальи Даниловой настоящим приговором.
Мы все помним ту самую сцену в «Месте встречи изменить нельзя»: юная милиционер Варя Синичкина нежно пеленает найденного ребенка, а в ее глазах стоит неподдельная боль.
В этот момент зрители замирали — настолько искренней была игра актрисы. Но никто не догадывался, что Наталья Данилова в тот момент ничего не играла. Ее слезы были настоящими, а боль — невыносимой.
Какая личная трагедия скрывалась за образом обаятельной сотрудницы МУРа? И почему Владимиру Высоцкому пришлось буквально спасать коллегу от нервного срыва? Сегодня мы расскажем историю, которая могла бы стать сюжетом для отдельного фильма — историю боли, предательства и невероятной силы духа.
Талантливая, красивая, влюблённая: Счастливое начало
Представьте себе Ленинград 60-х. Юная Наташа Данилова в 13 лет впервые попадает на съемочную площадку — режиссер Игорь Масленников замечает ее и приглашает сниматься в своем фильме «Завтра, третьего апреля...». Девочка проявляет такие способности, что опытный режиссер настойчиво советует ей поступать в театральный.
— У тебя все данные! — убеждал он юную Наташу.
И он не ошибся. Ленинградку Наталью приняли сразу на второй курс института театра, музыки и кинематографии — случай уникальный! Именно там красивая девушка покоряет сердце будущего режиссера Асхаба Абакарова. Молодые люди влюбляются, женятся и строят планы на будущее. Казалось, судьба улыбается талантливой актрисе.
Но, как это часто бывает в настоящих драмах, счастье оказалось недолгим. Впереди ее ждали испытания, которые могли бы сломать кого угодно.
«Прости, но ребенка оставить нельзя»: Роковая ошибка врачей
Молодая семья сталкивается с первыми трудностями. Абакаров после окончания института получает заманчивое предложение работать в Грузии, но тут выясняется: Наталью принимают в труппу БДТ — одного из лучших театров страны! От таких предложений не отказываются.
Ее муж остается в тени славы супруги. Его постоянно представляют как «мужа Натальи Даниловой», и это больно ранит его самолюбие. Но это были лишь цветочки по сравнению с тем, что ждало их впереди.
Наталья чувствует недомогание и обращается к врачам. После обследования ей ставят диагноз, требующий приема гормональных препаратов. Девушка послушно лечится, а через некоторое время страшная правда всплывает наружу: врачи не распознали беременность, приняв ее за болезнь!
После приема сильнодействующих препаратов стало ясно: ребенок не родится здоровым, а возможно, под угрозой окажется и жизнь самой Натальи. Ее мама настаивает на аборте.
— Прости, но ребенка оставить нельзя, — говорит она дочери.
Актрисе пришлось согласиться и пройти через ужас криминального подпольного аборта. А потом случилось новое предательство: муж не смог простить ей этого решения — хотя прощать было абсолютно нечего. Их брак распался.
Сцена, которая стала пыткой: Ребенок, которого не было
Наталья постепенно оправляется от потрясения, хотя не может смириться с мыслью, что теперь у нее никогда не будет детей. Она не могла спокойно смотреть на витрины с детскими одежками, отводила глаза при виде колясок — каждый раз в горле вставал ком.
И вот в такой момент ее приглашают сниматься в фильме Станислава Говорухина «Место встречи изменить нельзя». Работа, казалось, должна была отвлечь от тяжелых мыслей. Так думала Наталья до тех пор, пока не наступил день съемок той самой сцены с подкидышем.
Варя Синичкина в милицейской форме должна была нести ребенка на руках, укладывать его на стол, нежно улыбаться малышу, пеленать... В душе актрисы в этот момент все перевернулось: дрожали руки, подкашивались ноги при мысли, что это мог быть ее ребенок.
В какой-то момент Наташа не выдержала. Едва переставляя ноги, она вышла из павильона и бросилась прочь. Обессилев, она разрыдалась, стоя у окна и уткнувшись в штору.
«Выпей глоточек и расскажи мне все»: Как Высоцкий стал спасителем
Именно здесь ее и нашел Владимир Высоцкий, игравший в фильме Глеба Жеглова. Коллеги потом вспоминали, что Высоцкий был не только гениальным поэтом и актером, но и невероятно чутким человеком.
— Он подошел ко мне, тронул за руку и начал успокаивать, еще ничего не зная, — вспоминала потом Наталья Данилова.
И актриса не выдержала: выплакала на его плече всю свою боль, рассказала о том, что с ней случилось — о врачебной ошибке, о вынужденном аборте, о бесплодии, о муже, который ее бросил.
Владимир Семенович молча слушал ее горькую исповедь. Потом принес напиток с пятью звездочками и заставил сделать несколько глотков. Нашел нужные слова — подбадривающие, теплые. Увидев, что Наташе становится легче, дал пару профессиональных советов — как собраться в кадре. Ведь сцену все равно предстояло доиграть.
И Наталья сумела справиться с переживаниями, справившись со своей ролью на «отлично». Тот самый кадр, где Варя Синичкина с такой нежностью смотрит на младенца, стал одним из самых пронзительных в советском кино. А ведь за ним стояла настоящая боль актрисы, пережившей личную трагедию.
«Я собирала бутылки, чтобы купить еду»: Лихие 90-е
Казалось, после такого оглушительного успеха в жизни актрисы все должно было наладиться. Варя Синичкина стала ее визитной карточкой — в честь героини Натальи Даниловой по всей стране называли дочек. Она много играла в театре, снималась в кино, вышла замуж во второй раз.
Но судьба готовила ей новые испытания. Наступили 90-е с их безработицей и безденежьем. Семья Натальи в одночасье рассыпалась, как карточный домик: покинула этот мир мама, следом за ней не стало 45-летнего мужа — он не перенес инсульта...
Наталье пришлось в буквальном смысле бороться за выживание. Порой в доме не было элементарно еды.
— Девяностые стали безжалостным временем для многих, — с дрожью в голосе вспоминала она те годы.
Однажды она чуть не умерла, потому что некому было принести лекарства. Кое-как, чуть ли не по стеночке, Наталья добралась до аптеки и едва смогла проделать обратный путь. Потом, немного окрепнув, пошла на улицу собирать бутылки — никаких других денег, кроме как от сдачи стеклотары, у нее не было. Все, что можно было продать, она уже продала.
Новые роли и печальные глаза
К счастью, все трудности когда-нибудь кончаются. Уже в 2001-м Наталье Даниловой предложили роль в сериале, и она, конечно же, согласилась. Любимая профессия снова стала кормилицей и источником радости.
Кроме сериалов, она занялась озвучкой — ее голосом заговорила бабуля Любава в мультфильме «Алеша Попович и Тугарин Змей», героиня Тильды Суинтон в фильме «Отель "Гранд Будапешт"».
Она сохранила ту интеллигентную мягкую красоту, которую так ценили режиссеры и любили зрители. Говорят, только глаза Натальи навсегда остались печальными — в них навсегда поселилась тень той девочки, которая когда-то не смогла стать матерью, но подарила нам незабываемый образ Вари Синичкиной.
Ее история напоминает нам, что за многими экранными образами скрываются настоящие человеческие драмы. И что даже пережив страшные удары судьбы, можно найти в себе силы продолжать жить и творить. Ведь как говорила сама Наталья Данилова: «Главное — не сломаться, когда кажется, что сил уже нет». А она не сломалась. И в этом ее настоящая победа.