Сергей Проскурин
В Европарламенте обвинили заграничные приходы РПЦ в шпионаже в пользу Москвы. По мнению депутатов, русские священники, "работающие на ФСБ", представляют угрозу нацбезопасности, так что разумнее всего их депортировать. Куда заведет Старый Свет такая "демократия" — в материале РИА Новости.
"Большая опасность"
Минувшее заседание комитета Европарламента (ЕП) по программе "Щит демократии" неожиданно переросло в разговоры о духовном и возвышенном.
Председатель Натали Луазо открыла дискуссию цитатой президента Молдавии Майи Санду. В стране вот-вот должны пройти очередные парламентские выборы, и глава государства решила рассказать о наболевшем на общеевропейском уровне.
За неделю до голосования, отчиталась она, власти провели 250 рейдов и задержали десятки людей в рамках расследования предполагаемого плана России по подстрекательству к "массовым беспорядкам" и дестабилизации обстановки в стране. И нередко в эти планы оказывается вовлечена церковь.
"Вмешательство началось давно и не закончится в день выборов (28 сентября. — Прим. ред.). Это постоянные усилия, разделяющие нас на долгие годы, подобно вирусу, ищущему слабые места в наших организмах", — заявила Санду.
На обсуждении "Щита демократии" румынский депутат Василе Динку от себя добавил: выборы в Молдавии станут важным полем битвы, ведь, как и в других восточных странах, действующая в республике Православная церковь пользуется огромным доверием населения и "большая опасность" в том, что она связана с Москвой.
Как Ленин учил
Тему решили развить. Сперва заслушали двух докладчиков. Первый, Торнике Гордадзе, профессор французского Института Жака Делора, рассказал о том, как Москва "раскачивает лодку" в соседних Грузии и Армении. И активно использует при этом православных священнослужителей.
Посетовал он, что и в его родном Париже не обошлось без "руки Кремля" — мол, Свято-Троицкий собор РПЦ и духовно-культурный центр при нем давно превратились в настоящие "шпионские филиалы ФСБ".
"Ленин еще столетие назад писал, что империализм есть последняя стадия капитализма, а война — это последняя стадия империализма. Сейчас православие — это последняя стадия коммунизма, а мы дошли до войны", — многозначительно констатировал исследователь.
Председатель Натали Луазо, евродепутат от Франции, всецело разделила печаль соотечественника по этому поводу. Припомнила, что в 2010-м, когда решался вопрос о постройке церкви, Владимир Путин чуть ли не сам выбирал для нее место — чтобы было поближе к правительственным зданиям и Елисейскому дворцу.
После с пространной речью о "Путинской концепции духовной безопасности" выступил профессор политологии из Астонского университета Лучиан Леустян. Его доклад был посвящен тому влиянию, что Россия посредством РПЦ оказывает на политическую ситуацию на Украине, в Сербии, Румынии и Болгарии.
"Зачем Путин в церковь ходит"
Тема депутатам понравилась. Оказалось, почти каждому есть что сказать о "происках агентов Кремля в рясах". Так, представитель Чехии Томаш Здеховски заявил: его страна уже несколько лет пытается с помощью законов положить конец рассаднику пропаганды в Карловых Варах, где расположена церковь Святых Петра и Павла — подворье Московского патриархата.
Власти республики действительно вели с ним активную борьбу. В августе прошлого года чешское МВД без всяких объяснений аннулировало вид на жительство настоятеля Петропавловского храма протоиерея Николая Лищенюка. Дошло до Конституционного суда — безрезультатно. Клирику лишь указали на "нежелательный" характер его деятельности: якобы "создавал структуру влияния" с целью поддержать сепаратистские настроения в странах ЕС. А вскоре спецслужбы начали масштабное расследование в отношении всех клириков РПЦ в стране.
"Необходимо открыто заявить, — распалялся на заседании в Европарламенте Здеховски, — что вмешательство России в наши внутренние дела — это дело рук ФСБ и ГРУ, и мы действительно глупы, если не признаем, что Россия использует Православную церковь в гибридной войне.<…> Путин ходит в церковь не потому, что он религиозный человек, а потому, что хочет, чтобы духовенство было на его стороне. <…> Я прихожу к выводу, что нам нужно остановить проникновение России в наше общество".
Едва ли не единственным, кто выступил с возражениями, оказался болгарский депутат Петр Волгин. По его словам, в ходе прений звучали ремарки типа "православные более примитивны, чем католики" и "более восприимчивы к кремлевской пропаганде". А кроме того, ощущалась однобокость взглядов: его коллег беспокоила деятельность русских храмов в Европе и ничто другое. Например, наличие в Старом Свете многочисленных мечетей.
Происходящее в ЕП он охарактеризовал как целенаправленную атаку на православную веру и заявил, что "у евроатлантистов отныне появился новый любимый враг — gравославие". Но политика не услышали. Ведь почти сразу же слово взял представитель Австрии Хельмут Брандштеттер. Он, кажется, и поставил жирную точку в вопросе: если клирики РПЦ шпионят, значит, их необходимо депортировать.
"Неприлично хороший вид"
Собственно, эта идея не нова. Пару лет назад кампанию по выселению русского духовенства, аналогичную чешской, пыталась реализовать Болгария. Осенью 2023-го из страны были высланы три священника, среди которых — настоятель русского подворья в Софии архимандрит Вассиан (Змеев). "Ввиду угрозы национальной безопасности", как пояснила местная миграционная служба, клирику предписали в течение суток покинуть республику.
Следом бельгийская епархия РПЦ стала жертвой четвертой ветви власти — СМИ. Одно из изданий открыто раскритиковало правительство за ее финансирование (что странно, ведь по законам страны любая зарегистрированная религиозная организация получает госдотации). А заодно подвесило в воздухе вопрос: оправданно ли вообще пребывание "филиала" Русской церкви в королевстве?
"Патриарх Кирилл в Москве благословлял войну и призывал граждан выражать патриотизм, вступая в армию. А РПЦ в Бельгии хранила молчание о вторжении России на Украину", — негодовал автор статьи. В российском посольстве в Брюсселе, продолжал он, на праздновании Дня России среди приглашенных был секретарь Бельгийской епархии и другие священники. Это — явное свидетельство, что местное православное духовенство солидарно с позицией Москвы по Украине. Так что прекращение его финансирования — вопрос стратегической безопасности.
Затем подтянулись Скандинавские страны. В конце прошлого года Швеция заметила, что несколько русских храмов находятся в "неприличном" соседстве с объектами ВПК. В частности, приход Казанской иконы Божией Матери в городке Вестерос "представлял собой "потенциальный плацдарм, который можно использовать для сбора информации". К такому выводу пришел эксперт Шведского оборонного университета Маркус Йоранссон. Храм расположен недалеко от военного аэродрома. "Когда силы обороны, — пояснил он, — проводят учения в аэропорту или рядом с ним, <…> они делают это под возможным наблюдением церкви".
Чуть ранее соседнюю Норвегию осенило: в свое время РПЦ приобрела несколько земельных участков близ главной военно-морской базы королевского флота Хоконсверн. Как сообщали журналисты, здания стоят пустыми, шторы всегда задернуты, свет не горит даже вечером. Примечательно, что покупка совершена почти десять лет назад — и тогда власти не смущало, что от русских приходов до боевых крейсеров рукой подать.
"Есть, конечно, возможность установить на куполе храма или звоннице камеру видеонаблюдения, <…> открывается неприлично хороший вид на Хоконсверн", — иронизировала в беседе с журналистами специалист в области критической инфраструктуры Норвежской военно-морской академии Альфа Сефланд Винге. Но подобные обвинения в шпионаже должны быть подкреплены документами.
"Знать врага в лицо"
Религиовед Роман Лункин полагает, что подобными мерами и обсуждениями в Европарламенте политики пытаются консолидировать общество вокруг одной идеи — милитаристской: поддержка Украины, увеличение расходов на оборону и так далее. Граждане же в массе своей относятся к этому не без сомнения.
"Так что для пущей уверенности евродепутаты постоянно держат перед лицом людей образ врага. Будь то русская культура или Русская церковь", — поясняет эксперт.
Вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин уверен, что дискуссии о репрессиях в отношении РПЦ вряд ли выйдут за рамки Европарламента и примут форму деклараций или резолюций.
"Евросоюз — это множество разных стран, — поясняет он. — И отношение к Русской церкви у них тоже разное. В одних, как в Прибалтике, православные верующие — это значимая часть политического электората. В других, как в Западной Европе, это немногочисленные приходы".
Кроме того, есть риск создать прецедент: если европейские страны начнут коллективно оказывать давление на РПЦ, другие поместные церкви задумаются, благоприятен ли для них климат в данном регионе. Скорее всего, заключает эксперт, каждое правительство будет решать вопрос о судьбе русского духовенства самостоятельно — предварительно взвесив все за и против.